|
Иероним Босх
(около 1460-1516)
Дух этого
тревожного и трагического века прочувствовал и частично предугадал
нидерландский художник Иерон ван Акен, более известный под псевдонимом
Иероним Босх. Он родился и провел почти всю жизнь в городе Хертогенбес в
Северном Брабанте. Первые уроки ремесла Босх получил от деда и отца,
профессиональных живописцев. Затем он совершенствовался в искусстве,
обучаясь в нидерландских городах Гаарлеме и Делфте. В 1480 г. он вернулся в
Хертогенбос уже мастером-живописцем. В следующем году женился на одной
из самых богатых невест в городе. С этого времени художник получил
возможность работать для себя самого, но ему доводилось выполнять и
традиционные заказы. Постепенно слава об искусстве Босха распространилась
далеко за пределы его родного города: к художнику обращались с заказами
отовсюду, в том числе короли Франции и
Испании. Большинство картин Босха не имеет
датировки; сейчас можно лишь приблизительно наметить основные вехи его
творчества. Картина "Семь смертных грехов"
принадлежит к числу его ранних работ. В центре композиции - фигура Христа,
здесь же сделана надпись: "Берегись, берегись, Бог видит". Вокруг
располагаются изображения семи смертных (способных окончательно погубить
душу) грехов - гнева, тщеславия, сладострастия, лени, обжорства.
корыстолюбия и зависти. Босх находит для каждого из грехов пример из жизни,
хорошо понятный зрителю: гнев иллюстрируется сценой пьяной драки: зависть
предстает в виде лавочника, злобно поглядывающего в сторону соседа;
корыстолюбие воплощает в себе судья, берущий взятку. Художник показывает,
как идут к своей погибели самые обыкновенные люди, погруженные в
каждодневную суету; сцены привычных, будничных злодейств движутся по
нескончаемому кругу, как пестрая, нелепая, жалкая карусель: За грехами
неотступно следует воздаяние: по углам картины располагаются еще четыре
изображения - смерти, Страшного суда, ада и рая, т. е. "четырех последних
вещей", по выражению проповедников того
времени.
Уже зрелым мастером Босх создал
"Воз
сена" (1500-1502 гг.) - трехстворчатый алтарь, предназначенный скорее для
раздумий, чем для молитвы. Очень вероятно, что выбор сюжета Босху
подсказала старая нидерландская пословица: "Мир - стог сена, и каждый
старается ухватить с него сколько может". Внешние
поверхности боковых алтарных створок представляют скромную, почти
будничную сцену: устало бредет по дороге истощенный оборванный странник.
(Для современников Босха дорога была символом земной жизни.) На каждом
шагу он видит зримые приметы торжествующего зла: шелудивая собачонка
злобно рычит на него; воронье кружит над падалью; в глубине изображения -
разбойники обшаривают прохожего; на холме вдали совершается казнь. И тут
же, не обращая на все это ни малейшего внимания, пара беззаботных поселян
лихо отплясывает под аккомпанемент
волынки: Раскрытый алтарь являет зрителю тот же
образ грешного мира, но уже в развернутом и углубленном виде. Тема дороги-
жизни и здесь сохраняет свое значение, но теперь Босх рисует весь путь земной
истории - от зарождения мирового зла (когда сатана поднял бунт против Бога)
до конца земного мира. Повествование открывается
сценой битвы на небесах и низвержения восставших ангелов (в верхней части
левой створки.) Ниже зритель видит райский сад, а также сцены сотворения
Евы, грехопадения, изгнания Адама и Евы из
рая. Центральная часть триптиха изображает земной
мир. Середину композиции занимает огромный воз, нагруженный сеном. На
языке пословицы, которую обыгрывает Босх, сено означает недолговечные
соблазны мира: власть, богатство, почести, наслаждения. В гибельную погоню
за сеном вовлекаются представители всех сословий: в толпе среди одежд
простолюдинов мелькают шлемы воинов, мантии ученых, щегольские наряды
знати, короны, папская тиатра; развеваются стяги германского императора и
французского короля; монахини под бдительным надзором дородной аббатисы
деловито набивают сеном огромный мешок, видимо рассчитывая употребить
это добро на пользу Святой Церкви. Воз с сеном движется словно триумфальная
колесница мирской суеты. Его колеса безжалостно давят застигнутых врасплох
неудачников, а на возу расположилась компания беспечных баловней судьбы:
достигшие пределов своих желаний, они не замечают, что в их воз, на котором
они так уютно устроились, впряжены мерзкие страшилища с рыбьими,
жабьими, крысиными мордами. Эта нечисть увлекает воз, а с ним и всю толпу в
ад, изображенный на правой створке
триптиха. Замысел "Воза сена" и глубже, и шире
обыденного замысла пословицы: сквозь ярмарочную суету здесь проступает
гармоничный лик мира. Фоном для сцены дележа сена служит прекрасная
долина: величавый покой природы противопоставлен шумной и бесплодной
суете людей. Зритель, первоначально сбитый с толку пестрым зрелищем
первого плана. с трудом различает в пустых небесах одинокую фигуру Христа.
Воз, переполненный сеном, бесцеремонно оспаривает у Христа центральную
роль в композиции. Кажется, перевес на стороне воза: его громада заполнила
собой всю середину композиции. Но эта победа иллюзорна: еще миг - воз
сдвинется, и адское пламя в одно мгновение испепелить его вместе со всем
грузом, тогда как его Соперник постоянен и неуничтожим. Изображение Христа
- подлинный центр картины.
"Алтарь Святого
Антония" (между 1490 и 1508 гг.) посвящен святому отшельнику, жившему в
III-IV вв. в Египте. Антоний почитался как защитник от пожаров и врачеватель
болезней. Житие святого рассказывает о том, что в начале своего
подвижничества Антоний неоднократно был искушаем
бесами. Иероним Босх проявил здесь всю
безудержность и неутомимость своей фантазии в изобретении ужасов и
нелепиц. Действительность представляется сплошным кошмаром, теряется
различие между живым и неживым: тело ведьмы превращается в ствол
трухлявого дерева; из глиняного кувшина вырастают конские ноги; ощипанный
гусь жадно пьет, опустив в воду безголовую шею; холм оказывается великаном,
стоящим на четвереньках, а птица или рыба - летательной машиной или
лодкой. В центре композиции - коленопреклоненный
Антоний с приподнятой в благословении рукой. Антоний не ведает страха, его
вера тверда и крепка. Он знает, что эти монстры, лишенные внутренней силы,
не смогут одолеть его. Спокойное и строгое лицо Антония обращено к зрителю.
Он как бы говорит ему: "Не бойся". Босх, как никто другой, смог выразить
безосновательность мирового зла: сверху яркая, устрашающая раскраска, а под
ней ничего нет. Прямо перед отшельником
возвышается полуразрушенная башня, в глубине которой, у подножия креста,
виднеется фигура Христа. Она почти незаметна, но это - смысловой центр
триптиха: на Христа смотрели с надеждой и верой все, кто молился перед этим
алтарем. Среди призраков и кошмаров, в самом аду Спаситель не оставляет
верующих в Него. Он сообщает Антонию спокойную убежденность в
постоянстве добра, святой же передает ее
зрителю.
Мастер неоднократно обращался к сюжетам
из цикла страданий Христовых. Эти его картины резко выделяются среди
множества подобных изображений: произведения Босха окрашены
индивидуальным переживанием, личной болью. Самое потрясающее из них -
картина
"Несение креста", которая сейчас хранится в Гентском музее
изобразительных искусств. Вся ее плоскость заполнена человеческими
фигурами, точнее лицами: теснятся физиономии стражников, палачей, праздных
зевак - грубые, уродливые . Еще более страшными делают эти лица
переполняющие их фанатичная жестокость, скотское равнодушие, тупое
злородство. На фоне этого человеческого зверинца особенно прекрасными
кажутся спокойные и кроткие лица Христа и Святой Вероники, в руках которой
белый платок с нерукотворным образом Спасителя. Христос идет навстречу
своей смерти: направо, в ту сторону, которая в средневековом искусстве
отводилась для изображения, связанных со смертью и грехом. Вероника
движется налево, в мир жизни, унося на платке лик
Христа.
Картина Босха
"Бродяга" не связана
непосредственно со Священной историей, но ее тема - земной путь человека -
воплощена с той же силой и глубиной, какие мастера Нидерландов привыкли
вкладывать в изображения библейских событий. Бродяга олицетворяет человека
вообще - несчастного грешника, которому всегда открыт путь к возрождению.
Его легко узнать: это странник с внешних створок "Воза сена"; он постарел, еще
более обносился, поранил левую ногу; но лицо его сделалось мягче, спокойнее,
в глазах не видно прежней скорби и подозрительности. Изображенные на обеих
картинах странники считаются автопортретами Босха, исполненными мастером
в разные периоды жизни. В "Бродяге" в отличие от большинства работ
художника нет ни фантастических, ни драматических сцен. За спиной героя -
убогая деревенская харчевня: крыша ее обветшала, оконные стекла выбиты, в
дверях солдат пристает к служанке, у стены справляет нужду какой-то пьяница.
Босх делает эту трущобу предельно емким образом, воплощающим
бесцельность и беззаконие существования ее обитателей. Бродяга принимает
решение оставить прежнюю греховную жизнь: неуверенно, оглядываясь назад,
крадется он к закрытой калитке. За калиткой расстилается типичный
нидерландский пейзаж с песчаными холмами, скудной зеленью, неярким небом.
Босх, по обыкновению, словно задает себе и зрителю горький вопрос: вернется
ли бедный путник в родительский дом, или кривой путь вновь приведет его в
этот бедный, грязный, скучный притон? В картинах,
относимых исследователями к позднему периоду творчества Босха, тема зла и
греха отходит на второй план, уступая место образу прекрасного в своей
будничной простоте мира. В картине "Святой Иоанн Богослов на остове
Патмос" (1485-1490 гг.) апостолу досаждает дьявол. Но каким жалким и
безвредным кажется этот полуящер-полукузничик рядом со спокойной и
величественной фигурой благоговейно пишущего Иоанна. Этот бес способен
лишь на мелкие пакости, достойные проказника из начальной школы: он
задумал стащить письменный прибор святого, лежащий рядом с ним на земле.
Но и это ему не удается: орел (обычный символ евангелиста Ионна) зорко
охраняет имущество своего хозяина. Тема конца света ("Откровение Ионна
Богослова" - заключительная часть Нового завета, содержащая описание конца
света) сведена здесь к минимуму; о грядущей катастрофе напоминают лишь
ангел, указывающий святому на небесное знамение, да горящий корабль на
глади залива. Триптих "Поклонение волхвов" (около
1510 г.) также, по-видимому, принадлежит к числу поздних произведений
Босха. На боковых створках алтаря изображены его заказчики - знатный
хертогенборский бюргер Питер Бронкхорст и его жена Агнесса - в
сопровождении их святых покровителей.. По замыслу Босха, основной
композиции центральной картины служат изображения трех восточных царей-
мудрецов: Мельхиора, Бальтазара и чернокожего Каспара. Они поклоняются
Младенцу Христу и подносят Ему свои дары - золото, ладан и
смирну. Босх вводит в канонический сюжет
нетрадиционные образы: это фигура Святого Иосифа, который сушит над
костром пеленки; группа зловещего вида персонажей, забравшихся в
вифлеемский хлев (исследователи считают их олицетворением ослабляющих
Церковь беззаконий и ересей, а их предводителя в красном плаще и короне из
терниев - самим сатаной); любопытные поселяне, удивленно глядящие на
Богоматерь и волхвов из-за угла и с кровли
хлева. Мастера XV столетия, изображая евангельских
персонажей, избирали точку зрения молящегося: их взгляд был направлен снизу
вверх. Иероним Босх смотрит на сцену поклонения волхвов сверху вниз, как
наблюдатель. Вокруг вифлеемского хлева, во всю ширь триптиха, расстилается
необъятный мир, в котором сцена на переднем плане всего лишь одна из
многих: вот волки нападают на путников, вот пляшут на лугу беззаботные
крестьяне: Босх связывает эти детали цельным пространством, постигает
некий ритм, оживотворяющий мир, открывает тайное единство
природы.
"Сад
Наслаждений" Иеронима
Босха
Триптих
"Сад
Наслаждений"
- самое известное и загадочное из произведений Босха - был
создан в начале XVI столетия. В 1593 г. его приобрел испанский король Филипп
II. С 1868 г. "Сад наслаждений" находится в коллекции Музея Прадо в
Мадриде. Босх взял за основу традиционный для
Нидерландов того времени тип трехстворчатого алтаря и использовал ряд
канонических тем (сотворение мира, рай, ад). Однако результатом его работы
стало произведение глубоко оригинальное, не имеющие аналогий в искусстве
предшественников и современников мастера. На
внешней поверхности закрытых створок алтаря художник изобразил Землю на
третий день творения. Она показана как прозрачная сфера, до половины
заполненная водой. Из темной влаги выступают очертания суши. Вдалеке, в
космической мгле, предстает Творец, наблюдающий за рождением нового
мира. Алтарь распахивается и радует глаз своими
красками. Композиция левой створки продолжает тему сотворения мира и
посвящена зарождению растений, животных и человека. В центре створки,
посередине земного рая, изображен круглый водоем , украшенный
причудливым сооружением, - это источник жизни, из которого выбираются на
сушу разнообразные существа. На первом плане Господь благословляет только
что созданных им Адама и Еву. В центральной части
триптиха раскинулся чудесный волшебный "сад любви", населенный
множеством обнаженных фигурок мужчин и женщин. Влюбленные плавают в
водоемах среди замысловатых конструкций; составляют невиданные
кавалькады, оседлав оленей, грифонов, пантер, кабанов; скрываются под
кожурой огромных плодов: На правой створке
зритель видит ад. Эта композиция перекликается с изображением земного рая
на левой створке, но их связь основана на контрасте. Здесь царит тьма, слабо
озаренная пламенем дальнего пожара; исчезло изобилие природы - его сменила
оскудевшая, вытоптанная земля. Фонтана жизни здесь нет - трухлявое "древо
смерти" растет из замерзшего озера. Тут властвует не благой Творец, а
птицеголовый дьявол, который заглатывает грешников и, пропустив их сквозь
свою утробу, низвергает в бездну. Размеры триптиха
довольно велики (центральная часть - 220Х195 см., боковые створки - 200Х97
см каждая), и зритель, приближаясь к нему, как бы погружается с головой в этот
причудливый многокрасочный мир, стараясь постичь тайный смысл,
заключенный в хаосе. Отдельные фигуры и сцены объединены не внутренней
логикой повествования - между ними существуют символические связи, смысл
которых приходится искать за пределами изображенного на картине
пространства. Первым попытался "расшифровать"
изображения триптиха монах Хосе де Сигуэнца в 1605 г. Он полагал, что "Сад
наслаждений" является нравоучительной картиной: центральная часть алтаря -
не что иное, как собирательный образ земной жизни человечества, погрязшего в
греховных наслажениях и забывшего о первозданной красоте утраченного рая, -
человечество, обреченного на гибель в аду. Хосе де Сигуэнца предлагал снять с
этой картины побольше копий и распространять их в целях вразумления
верующих. Большинство современных ученых
разделяют мнение Хосе де Сигуэнцы. Однако некоторые исследователи
считают триптих Иеронима Босха или символическим изображением
алхимических превращений, или аллегорией мистического брака Бога с земной
Церковью, или отражением болезненных фантазий автора. Алтарь из Прадо до
сих пор остается одной из неразгаданных тайн великого нидерландского
живописца.
|
|