Иероним Босх
(около 1460-
1516)
Дух этого
тревожного и трагического века прочувствовал и частично предугадал
нидерландский художник Иерон ван Акен, более известный под псевдонимом
Иероним Босх. Он родился и провел почти всю жизнь в городе Хертогенбес в
Северном Брабанте. Первые уроки ремесла Босх получил от деда и отца,
профессиональных живописцев. Затем он совершенствовался в искусстве,
обучаясь в нидерландских городах Гаарлеме и Делфте. В 1480 г. он вернулся в
Хертогенбос уже мастером-живописцем. В следующем году женился на одной
из самых богатых невест в городе. С этого времени художник получил
возможность работать для себя самого, но ему доводилось выполнять и
традиционные заказы. Постепенно слава об искусстве Босха распространилась
далеко за пределы его родного города: к художнику обращались с заказами
отовсюду, в том числе короли Франции и
Испании.
Большинство картин Босха не имеет
датировки; сейчас можно лишь приблизительно наметить основные вехи его
творчества.
Картина "Семь смертных грехов"
принадлежит к числу его ранних работ. В центре композиции - фигура Христа,
здесь же сделана надпись: "Берегись, берегись, Бог видит". Вокруг
располагаются изображения семи смертных (способных окончательно погубить
душу) грехов - гнева, тщеславия, сладострастия, лени, обжорства.
корыстолюбия и зависти. Босх находит для каждого из грехов пример из жизни,
хорошо понятный зрителю: гнев иллюстрируется сценой пьяной драки: зависть
предстает в виде лавочника, злобно поглядывающего в сторону соседа;
корыстолюбие воплощает в себе судья, берущий взятку. Художник показывает,
как идут к своей погибели самые обыкновенные люди, погруженные в
каждодневную суету; сцены привычных, будничных злодейств движутся по
нескончаемому кругу, как пестрая, нелепая, жалкая карусель… За грехами
неотступно следует воздаяние: по углам картины располагаются еще четыре
изображения - смерти, Страшного суда, ада и рая, т. е. "четырех последних
вещей", по выражению проповедников того
времени.
Уже зрелым мастером Босх создал "Воз
сена" (1500-1502 гг.) - трехстворчатый алтарь, предназначенный скорее для
раздумий, чем для молитвы. Очень вероятно, что выбор сюжета Босху
подсказала старая нидерландская пословица: "Мир - стог сена, и каждый
старается ухватить с него сколько может".
Внешние
поверхности боковых алтарных створок представляют скромную, почти
будничную сцену: устало бредет по дороге истощенный оборванный странник.
(Для современников Босха дорога была символом земной жизни.) На каждом
шагу он видит зримые приметы торжествующего зла: шелудивая собачонка
злобно рычит на него; воронье кружит над падалью; в глубине изображения -
разбойники обшаривают прохожего; на холме вдали совершается казнь. И тут
же, не обращая на все это ни малейшего внимания, пара беззаботных поселян
лихо отплясывает под аккомпанемент
волынки…
Раскрытый алтарь являет зрителю тот же
образ грешного мира, но уже в развернутом и углубленном виде. Тема дороги-
жизни и здесь сохраняет свое значение, но теперь Босх рисует весь путь земной
истории - от зарождения мирового зла (когда сатана поднял бунт против Бога)
до конца земного мира.
Повествование открывается
сценой битвы на небесах и низвержения восставших ангелов (в верхней части
левой створки.) Ниже зритель видит райский сад, а также сцены сотворения
Евы, грехопадения, изгнания Адама и Евы из
рая.
Центральная часть триптиха изображает земной
мир. Середину композиции занимает огромный воз, нагруженный сеном. На
языке пословицы, которую обыгрывает Босх, сено означает недолговечные
соблазны мира: власть, богатство, почести, наслаждения. В гибельную погоню
за сеном вовлекаются представители всех сословий: в толпе среди одежд
простолюдинов мелькают шлемы воинов, мантии ученых, щегольские наряды
знати, короны, папская тиатра; развеваются стяги германского императора и
французского короля; монахини под бдительным надзором дородной аббатисы
деловито набивают сеном огромный мешок, видимо рассчитывая употребить
это добро на пользу Святой Церкви. Воз с сеном движется словно триумфальная
колесница мирской суеты. Его колеса безжалостно давят застигнутых врасплох
неудачников, а на возу расположилась компания беспечных баловней судьбы:
достигшие пределов своих желаний, они не замечают, что в их воз, на котором
они так уютно устроились, впряжены мерзкие страшилища с рыбьими,
жабьими, крысиными мордами. Эта нечисть увлекает воз, а с ним и всю толпу в
ад, изображенный на правой створке
триптиха.
Замысел "Воза сена" и глубже, и шире
обыденного замысла пословицы: сквозь ярмарочную суету здесь проступает
гармоничный лик мира. Фоном для сцены дележа сена служит прекрасная
долина: величавый покой природы противопоставлен шумной и бесплодной
суете людей. Зритель, первоначально сбитый с толку пестрым зрелищем
первого плана. с трудом различает в пустых небесах одинокую фигуру Христа.
Воз, переполненный сеном, бесцеремонно оспаривает у Христа центральную
роль в композиции. Кажется, перевес на стороне воза: его громада заполнила
собой всю середину композиции. Но эта победа иллюзорна: еще миг - воз
сдвинется, и адское пламя в одно мгновение испепелить его вместе со всем
грузом, тогда как его Соперник постоянен и неуничтожим. Изображение Христа
- подлинный центр картины.
"Алтарь Святого
Антония" (между 1490 и 1508 гг.) посвящен святому отшельнику, жившему в
III-IV вв. в Египте. Антоний почитался как защитник от пожаров и врачеватель
болезней. Житие святого рассказывает о том, что в начале своего
подвижничества Антоний неоднократно был искушаем
бесами.
Иероним Босх проявил здесь всю
безудержность и неутомимость своей фантазии в изобретении ужасов и
нелепиц. Действительность представляется сплошным кошмаром, теряется
различие между живым и неживым: тело ведьмы превращается в ствол
трухлявого дерева; из глиняного кувшина вырастают конские ноги; ощипанный
гусь жадно пьет, опустив в воду безголовую шею; холм оказывается великаном,
стоящим на четвереньках, а птица или рыба - летательной машиной или
лодкой.
В центре композиции - коленопреклоненный
Антоний с приподнятой в благословении рукой. Антоний не ведает страха, его
вера тверда и крепка. Он знает, что эти монстры, лишенные внутренней силы,
не смогут одолеть его. Спокойное и строгое лицо Антония обращено к зрителю.
Он как бы говорит ему: "Не бойся". Босх, как никто другой, смог выразить
безосновательность мирового зла: сверху яркая, устрашающая раскраска, а под
ней ничего нет.
Прямо перед отшельником
возвышается полуразрушенная башня, в глубине которой, у подножия креста,
виднеется фигура Христа. Она почти незаметна, но это - смысловой центр
триптиха: на Христа смотрели с надеждой и верой все, кто молился перед этим
алтарем. Среди призраков и кошмаров, в самом аду Спаситель не оставляет
верующих в Него. Он сообщает Антонию спокойную убежденность в
постоянстве добра, святой же передает ее
зрителю.
Мастер неоднократно обращался к сюжетам
из цикла страданий Христовых. Эти его картины резко выделяются среди
множества подобных изображений: произведения Босха окрашены
индивидуальным переживанием, личной болью. Самое потрясающее из них -
картина "Несение креста", которая сейчас хранится в Гентском музее
изобразительных искусств. Вся ее плоскость заполнена человеческими
фигурами, точнее лицами: теснятся физиономии стражников, палачей, праздных
зевак - грубые, уродливые . Еще более страшными делают эти лица
переполняющие их фанатичная жестокость, скотское равнодушие, тупое
злородство. На фоне этого человеческого зверинца особенно прекрасными
кажутся спокойные и кроткие лица Христа и Святой Вероники, в руках которой
белый платок с нерукотворным образом Спасителя. Христос идет навстречу
своей смерти: направо, в ту сторону, которая в средневековом искусстве
отводилась для изображения, связанных со смертью и грехом. Вероника
движется налево, в мир жизни, унося на платке лик
Христа.
Картина Босха "Бродяга" не связана
непосредственно со Священной историей, но ее тема - земной путь человека -
воплощена с той же силой и глубиной, какие мастера Нидерландов привыкли
вкладывать в изображения библейских событий. Бродяга олицетворяет человека
вообще - несчастного грешника, которому всегда открыт путь к возрождению.
Его легко узнать: это странник с внешних створок "Воза сена"; он постарел, еще
более обносился, поранил левую ногу; но лицо его сделалось мягче, спокойнее,
в глазах не видно прежней скорби и подозрительности. Изображенные на обеих
картинах странники считаются автопортретами Босха, исполненными мастером
в разные периоды жизни. В "Бродяге" в отличие от большинства работ
художника нет ни фантастических, ни драматических сцен. За спиной героя -
убогая деревенская харчевня: крыша ее обветшала, оконные стекла выбиты, в
дверях солдат пристает к служанке, у стены справляет нужду какой-то пьяница.
Босх делает эту трущобу предельно емким образом, воплощающим
бесцельность и беззаконие существования ее обитателей. Бродяга принимает
решение оставить прежнюю греховную жизнь: неуверенно, оглядываясь назад,
крадется он к закрытой калитке. За калиткой расстилается типичный
нидерландский пейзаж с песчаными холмами, скудной зеленью, неярким небом.
Босх, по обыкновению, словно задает себе и зрителю горький вопрос: вернется
ли бедный путник в родительский дом, или кривой путь вновь приведет его в
этот бедный, грязный, скучный притон?
В картинах,
относимых исследователями к позднему периоду творчества Босха, тема зла и
греха отходит на второй план, уступая место образу прекрасного в своей
будничной простоте мира. В картине "Святой Иоанн Богослов на остове
Патмос" (1485-1490 гг.) апостолу досаждает дьявол. Но каким жалким и
безвредным кажется этот полуящер-полукузничик рядом со спокойной и
величественной фигурой благоговейно пишущего Иоанна. Этот бес способен
лишь на мелкие пакости, достойные проказника из начальной школы: он
задумал стащить письменный прибор святого, лежащий рядом с ним на земле.
Но и это ему не удается: орел (обычный символ евангелиста Ионна) зорко
охраняет имущество своего хозяина. Тема конца света ("Откровение Ионна
Богослова" - заключительная часть Нового завета, содержащая описание конца
света) сведена здесь к минимуму; о грядущей катастрофе напоминают лишь
ангел, указывающий святому на небесное знамение, да горящий корабль на
глади залива.
Триптих "Поклонение волхвов" (около
1510 г.) также, по-видимому, принадлежит к числу поздних произведений
Босха. На боковых створках алтаря изображены его заказчики - знатный
хертогенборский бюргер Питер Бронкхорст и его жена Агнесса - в
сопровождении их святых покровителей.. По замыслу Босха, основной
композиции центральной картины служат изображения трех восточных царей-
мудрецов: Мельхиора, Бальтазара и чернокожего Каспара. Они поклоняются
Младенцу Христу и подносят Ему свои дары - золото, ладан и
смирну.
Босх вводит в канонический сюжет
нетрадиционные образы: это фигура Святого Иосифа, который сушит над
костром пеленки; группа зловещего вида персонажей, забравшихся в
вифлеемский хлев (исследователи считают их олицетворением ослабляющих
Церковь беззаконий и ересей, а их предводителя в красном плаще и короне из
терниев - самим сатаной); любопытные поселяне, удивленно глядящие на
Богоматерь и волхвов из-за угла и с кровли
хлева.
Мастера XV столетия, изображая евангельских
персонажей, избирали точку зрения молящегося: их взгляд был направлен снизу
вверх. Иероним Босх смотрит на сцену поклонения волхвов сверху вниз, как
наблюдатель. Вокруг вифлеемского хлева, во всю ширь триптиха, расстилается
необъятный мир, в котором сцена на переднем плане всего лишь одна из
многих: вот волки нападают на путников, вот пляшут на лугу беззаботные
крестьяне… Босх связывает эти детали цельным пространством, постигает
некий ритм, оживотворяющий мир, открывает тайное единство
природы.
"Сад
Наслаждений" Иеронима
Босха
Триптих "Сад
Наслаждений" - самое известное и загадочное из произведений Босха - был
создан в начале XVI столетия. В 1593 г. его приобрел испанский король Филипп
II. С 1868 г. "Сад наслаждений" находится в коллекции Музея Прадо в
Мадриде.
Босх взял за основу традиционный для
Нидерландов того времени тип трехстворчатого алтаря и использовал ряд
канонических тем (сотворение мира, рай, ад). Однако результатом его работы
стало произведение глубоко оригинальное, не имеющие аналогий в искусстве
предшественников и современников мастера.
На
внешней поверхности закрытых створок алтаря художник изобразил Землю на
третий день творения. Она показана как прозрачная сфера, до половины
заполненная водой. Из темной влаги выступают очертания суши. Вдалеке, в
космической мгле, предстает Творец, наблюдающий за рождением нового
мира.
Алтарь распахивается и радует глаз своими
красками. Композиция левой створки продолжает тему сотворения мира и
посвящена зарождению растений, животных и человека. В центре створки,
посередине земного рая, изображен круглый водоем , украшенный
причудливым сооружением, - это источник жизни, из которого выбираются на
сушу разнообразные существа. На первом плане Господь благословляет только
что созданных им Адама и Еву.
В центральной части
триптиха раскинулся чудесный волшебный "сад любви", населенный
множеством обнаженных фигурок мужчин и женщин. Влюбленные плавают в
водоемах среди замысловатых конструкций; составляют невиданные
кавалькады, оседлав оленей, грифонов, пантер, кабанов; скрываются под
кожурой огромных плодов…
На правой створке
зритель видит ад. Эта композиция перекликается с изображением земного рая
на левой створке, но их связь основана на контрасте. Здесь царит тьма, слабо
озаренная пламенем дальнего пожара; исчезло изобилие природы - его сменила
оскудевшая, вытоптанная земля. Фонтана жизни здесь нет - трухлявое "древо
смерти" растет из замерзшего озера. Тут властвует не благой Творец, а
птицеголовый дьявол, который заглатывает грешников и, пропустив их сквозь
свою утробу, низвергает в бездну.
Размеры триптиха
довольно велики (центральная часть - 220Х195 см., боковые створки - 200Х97
см каждая), и зритель, приближаясь к нему, как бы погружается с головой в этот
причудливый многокрасочный мир, стараясь постичь тайный смысл,
заключенный в хаосе. Отдельные фигуры и сцены объединены не внутренней
логикой повествования - между ними существуют символические связи, смысл
которых приходится искать за пределами изображенного на картине
пространства.
Первым попытался "расшифровать"
изображения триптиха монах Хосе де Сигуэнца в 1605 г. Он полагал, что "Сад
наслаждений" является нравоучительной картиной: центральная часть алтаря -
не что иное, как собирательный образ земной жизни человечества, погрязшего в
греховных наслажениях и забывшего о первозданной красоте утраченного рая, -
человечество, обреченного на гибель в аду. Хосе де Сигуэнца предлагал снять с
этой картины побольше копий и распространять их в целях вразумления
верующих.
Большинство современных ученых
разделяют мнение Хосе де Сигуэнцы. Однако некоторые исследователи
считают триптих Иеронима Босха или символическим изображением
алхимических превращений, или аллегорией мистического брака Бога с земной
Церковью, или отражением болезненных фантазий автора. Алтарь из Прадо до
сих пор остается одной из неразгаданных тайн великого нидерландского
живописца.
&n
bsp; Питер Брейгель
Старший
(между
1525 и 1530-
1569)
Питер
Брейгель Старший, которого коллекционеры именуют Мужицким Брейгелем,
родился в крестьянской семье. Как и большинство нидерландцев, он получил
прозвище от названия деревни, откуда он родом, но своим детям мастер передал
это прозвище уже как фамилию. О годах учения будущего художника
сохранились весьма скупые сведения: семейное предание гласит, что он учился
в Антверппене у Питера Кука ван Альста - прославленного в те годы
живописца. Первое документальное свидетельство о Питере Брейгеле -
датированная 1551 г. запись о принятии его в члены антверпенской гильдии
Святого Луки.
В 1552 году молодой живописец
отправился в Италию, посещение которой считалось непременным условием
достижения художественного совершенства. В Италии Брейгель прожил около
года, но остался равнодушным к изучению древних памятников и почти не
водил знакомства с итальянскими
художниками.
Вскоре по возвращении в Антверпен
Брейгель создал картину "Падение Икара" (между 1555 и 1558 гг.) . Прочитав
название картины, зритель невольно смотрит на изображение неба, но не
находит там героя. Взгляд скользит по глади морской лагуны с островами и
парусниками, по скалистому, поросшему кустарником берегу. Вот крестьянин
прилежно выводит борозду на своем поле; стоит, рассеяно опираясь на посох,
пастух; деловито закидывает удочку рыболов. И вдруг неподалеку от того
места, где устроился рыбак, в ореоле жемчужных брызг зритель различает ноги
гибнущего Икара, уже почти скрывшиеся в пучине. Ветер разносит в стороны
перья его распавшихся крыльев.
В XVI веке легенду о
Икаре воспринимали как суровое предупреждение гордецам и недальновидным
выскочкам, пренебрегающим своим предназначением. Конечно, Брейгель знал и
античный источник сказания - "Метаморфозы" древнеримского поэта Овидия,
где о пролетающих по небу Дедале и Икаре говорится
следующее:
Каждый,
увидевший их, рыбак ли с дрожащей удою,
Или с
дубиной пастух, иль пахарь, на плуг приналегший, -
Все столбенели и их, проносящихся вольно по
небу,
За неземных принимали
богов.
Художник ввел в
свою картину фигуры пастуха, пахаря и рыболова, но придал этим образам
совсем иное звучание. Никто не восхищается Икаром. Его не видят или не
желают видеть: например, рыбак невозмутимо продолжает удить, хотя юноша и
упал в воду прямо у него на глазах. И пастух, и пахарь, и рыболов - каждый из
них поглощен своим делом. "Ни один плуг не остановится, когда кто-то
умирает" - так говорит нидерландская пословица.
Что
скрывается за подобной покорностью общему ходу вещей - мудрое смирение
или косная, жестокая слепота? Брейгель не знает ответа, но в течение всех своей
дальнейшей жизни будет стараться получить
его.
Давно была замечена близость произведений
Брейгеля к нравоучительным представлениям средневекового народного театра.
В картине "Битва Масленицы и Поста" (1559 г.) комедианты спускаются с
подмостков и растворяются в толпе зрителей. Шутовской поединок Масленицы
и Поста - обычная сцена ярмарочных представлений, устраиваемых в
Нидерландах в дни проводов зимы. Но здесь она разворачивается не в балагане,
а прямо на площади, среди житейской суеты. Карнавальные наряды кажутся
особенно яркими в гуще озабоченно спешащих по своим делам людей. Повсюду
кипит жизнь: там водят хоровод, здесь моют окна, одни играют в кости, другие
торгуют, кто-то просит подаяние, кого-то везут хоронить… Площадь на картине
- символ земного мира; через нее проходят двое - мужчина и женщина в
одеждах пилигримов, а карлик в шутовском наряде, с факелом, зажженным
среди бела дня, указывает им дорогу. Куда же он их ведет? Глуп ли маленький
шут или он-то и есть истинный мудрец в этом мире?
В
1563 г. Брейгель перебрался из Антверпена в Брюссель. Переезд был связан с
изменениями в личной жизни художника: он женился на дочерисвоего бывшего
учителя ван Альста, у него появились собственный дом, постоянная мастерская.
О наступлении поры спокойной мудрой зрелости говорят и новые картины
Брейгеля. С особой охотой мастер обращается к вечным сюжетам - к эпизодам
библейской истории.
Композиция картины
"Вавилонская башня", созданной в 1563 г., поражает своим спокойствием
зрителя, привыкшего к пестрой суете ранних брейгелевких работ. Башня,
изображенная Брейгелем, напоминает римский амфитеатр Колизей, который
художник видел в Италии, и одновременно - муравейник. На всех этажах
громадного сооружения кипит неустанная работа: вращаются блоки.
переброшены лестницы, снуют фигурки рабочих. Заметно, что связь между
строителями уже потеряна (не из-за начавшегося ли "смешения языков"?): где-
то строительство идет полным ходом, а где-то башня уже превратилась в
руины.
Картина "Несение креста" написана в 1564 г.
Сюжет, столь распространенный в христианском искусстве, Брейгель трактует
весьма необычно: зритель не сразу обнаруживает на картине Христа, которого
ведут на Голгофу. На переднем плане, изображающем край скалистого обрыва,
находятся близкие Христа: Богоматерь, скорбно стиснувшая руки,
склонившийся над Ней апостол Иоанн, рыдающая Магдалина. Далее
открывается вид на равнину, заполненную людской толпой, которая движется к
виднеющемуся вдалеке месту казни. В картине Брейгеля это не холм, а ровная
площадка - пустующая сцена грядущей трагедии. Ее окаймляет кольцо из
жаждущих зрелища зевак. По всему пути шествия разъезжают конные
стражники. Их алые одеяния ярко пестрят среди темных фигур горожан. Этот
тревожный пунктир красных пятен напоминает цепочку кровавых следов и
помогает увидеть фигуру Христа, падающего под своей ношей. Заметить Его
приход и подвиг не под силу равнодушному взгляду. Трагический удел Христа -
идти тем же путем, каким идут ослепленные люди, чтобы быть вместе с ними.
Христос окажется в центре их круга (привлечет наконец их внимание) лишь
тогда, когда взойдет на крест, - там, впереди, на зеленой лужайке, среди кольца
любопытных. Для того Он и явился в мир.
"Несение
креста" - картина религиозная, христианская, но это уже не церковная картина.
Брейгель соотносил истины Священного писания с личным опытом, размышлял
над библейскими текстами, давал им свои толкования, т.е. откровенно нарушал
действовавший в то время императорский указ от 1550 г., который под страхом
смерти запрещал самостоятельно изучать
Библию.
Политическая обстановка в Нидерландах в то
время была очень сложной. Брейгеля и его соотечественников, которые
управляли Нидерландами, абсолютно не считаясь со старинными вольностями и
обычаями страны. По стране прокатилась волна иконоборческих погромов:
толпы людей, воодушевляемых протестантскими проповедниками, врывались в
храмы и вымещали свою ненависть к папскому Риму на иконах и статуях
святых. Тогда было разорено несколько тысяч храмов. Эти выступления
местным властям удалось подавить. В 1566 г. король Испании и правитель
Нидерландов Филипп II решил жестоко наказать непокорную страну и отправил
туда многотысячную армию под командованием надежнейшего из своих
полководцев - герцога Альбы, который получил полномочия королевского
наместника.
На картине "Обращение Савла" (1567 г.)
изображен вооруженный отряд, взбирающийся по крутой горной тропе. Позади,
внизу, остались гладь озера и закатное небо. Маленькая армия готова скрыться
в темноте; последние лучи солнца святят в спины уходящим. Но вот их
движение замерло: конные и пешие сгрудились вокруг неприметной фигурки
упавшего с коня предводителя отряда. Он привстает, опираясь на локоть, лицо
его обращено в сторону заходящего солнца - он отважился обернуться к свету и
теперь ослеплен ярким сиянием закатных лучей. Примечателен внешний облик
упавшего. Его борода и орлиный нос - канонические черты Савла Тарсиянина,
но они же напоминают и другого человека, современника Брейгеля, дона
Фернандо Альвареса де Толедо, герцога Альбу (1507-
1582).
Традиционный сюжет наполняется
современным художнику звучанием. Вспомнив чудесное прозрение Савла,
мастер вложил в свою работу отчанную надежду на чудо - то единственное, что
еще могло спасти его родину от опустошения. Чуда не произошло. Разорение,
массовые казни, бесчинства чужеземных солдат стали уделом каждого
нидерландского города, каждой деревни.
Как
отголосок этих бедствий воспринимается картина Брейгеля "Избиение
младенцев в Вифлееме", созданная в 1566 г. (Согласно Евангелиям, царь Иудеи
Ирод, узнав о рождении Христа в Вифлееме, повелел умертвить всех младенцев
в этом городе). На картине изображено нидерландское селение, в которое
пришли враги. По заснеженной деревенской площади мечутся каратели и их
жертвы. В глубины композиции, в окружении закованных в сталь всадников
виден человек, руководящий расправой, - суровый длиннобородый старец в
черном. Этому неумолимому посланцу царя Ирода художник, сознательно или
невольно, придает портретное сходство с герцогом Альбой. Жуткий смысл
происходящего не сразу доходит до сознания зрителя: со стороны трагедия в
Вифлееме выглядит почти буднично. Земля спокойна и величава в своем
белоснежном убранстве. Кажется, сама природа отторгает от себя людскую
жестокость, ужас и горе. Истина жива даже в безжалостный век, и ее можно
отыскать не только в Священном писании, но и на страницах вечной книги
природы.
Брейгель отказался от традиционного
изображения нидерландского пейзажа, он как бы сузил свой кругозор: заставил
зрителя всматриваться в незамысловатые сцены деревенских будней. Цикл
картин "Месяцы" ("Времена года"), созданный Брейгелем в 1565 г.,
воспринимается как целая вселенная, воплощенная художником в безыскустных
и неприметных сельских видах. Красота земли в каждом миге ее бытия для
Брейгеля - залог существования некоего вселенского закона, гораздо более
мудрого и милосердного, чем установление земных
владык.
Картины "Крестьянская свадьба" и
"Крестьянский танец" написаны Брейгелем в 1566-1567 гг., т.е. в самое тяжелое
и тревожное для его народа время. Эти изображения праздничного торжества
простых людей стали ответом художника на царившее повсюду горе. Жизнь в
Нидерландах с приходом герцога Альбы не прекратилась. Вот крестьяне играют
свадьбу. Конечно же, тесная деревенская хижина не подошла для брачного
пира, поэтому гости собрались в чисто убранном большом сарае. Дверь его
снята с петель и используется в качестве своеобразного подноса. У входа
теснится толпа народа. Не все из пришедших решились переступить порог, так
как в те годы как раз был оглашен особый указ испанского короля: число гостей
на крестьянских свадьбах не должно превышать двадцати человек. Именно
поэтому в сарае достаточно просторно и ни один из участников празднества не
обойден вниманием живописца: ни темноглазый музыкант с восторженно-
удивленным лицом, ни малыш в съехавшей на глаза шапке с павлиньим пером,
который старательно вылизывает свою тарелку, ни могучий виночерпий,
склоняющийся над кувшинами.
На почетном месте
восседает невеста - румяная деревенская красавица. Однако жениха за столом
не видно, поэтому большинство исследователей считают столь необычное
обстоятельство символичным: одни полагают, что содержание картины
перекликается с библейской притчей о Церкви-Невесте, ожидающей Жениха
Небесного, т.е. Иисуса Христа; другие же видят здесь иллюстрацию к
нидерландской пословице: "Беден тот, кто не присутствует на собственной
свадьбе".
Если персонажи "Крестьянской свадьбы"
подчиняются и предписаниям властей, и дедовским обычаям, то в
"Крестьянском танце" звучит в полную силу голос свободы. Не случайно
действие разворачивается здесь не в помещении, а на вольном
воздухе.
Последняя из известных ныне картин
Брейгеля - "Слепые" (1568г.). Жуткая вереница бесприютных калек, лишенных
не только зрения, но и поводыря, бредет из глубины картины на зрителя, к
переднему краю живописного пространства, на деле же - к краю оврага. Вдруг
их медленный, осторожный шаг прерывается: идущий первым слепой падает и
вот-вот свалится в овраг, за ним неминуемо должны последовать и его
товарищи. Брейгель старается избежать нарочитого драматизма, поэтому вряд
ли его персонажам угрожает гибель - овраг неглубок. Весь ужас происходящего
сконцентрирован не в сюжетной ситуации, а именно в образах: в неторопливом
- след в след - движении к краю ямы, в череде ужасных лиц, подвижных и
разнохарактерных, но лишенных какой-либо тени мысли и жизни. Картина
посвящена словам Христа: "Может ли слепой водить слепого? Не оба ли упадут
в яму?". Конечно же, при этом Иисус имел в виду слепоту духовную. Как
напоминание об этом Брейгель изображает в глубине картины церковь -
единственное место, где слепые могут получить исцеление. Но чтобы
переступить церковный порог, нужно быть зрячим или воспользоваться
помощью зрячего; ни то ни другое не доступно персонажам
Брейгеля.
Не была ли картина "Слепые" своеобразным
прощанием художника с людьми? Нет. Брейгель, умерший в Брюсселе 5
сентября 1569 г. (в возрасте примерно сорока лет), до конца своих дней работал
еще над одной картиной, которая. по отзывам современников, "была самым
лучшим из созданных им произведений". Ни самой картины, ни ее описания не
дошли до нас - только название: "Торжество
правды"…
"Нидерландски
е Пословицы" Питера Брейгеля
Старшего
Эта картина
создана в 1559 г. и ныне находится в собрании Берлинских Государственных
музеев (Музей Берлин-Далем). Это своеобразная энциклопедия нидерландского
фольклора. В сравнительно небольшом живописном пространстве (размеры
полотна 117Х163 см) художник поместил более ста иллюстраций к народным
пословицам, басням, поговоркам и прибауткам. Смысл некоторых из них
понятен русскому зрителю без объяснений: персонажи Брейгеля водят друг
друга за нос, садятся между двух стульев, бьются головами о стену, висят
между небом и землей; другие же лишь отдаленно напоминают русский
фольклор, но содержание их тем не менее понятно. Например, нидерландская
поговорка "И в крыше есть щели" близка по смыслу к русской "И стены имеют
уши". "Бросать деньги в воду" означает то же, что и "сорить деньгами", "пускать
деньги на ветер" и т.п.
Несмотря на то что на картине
представлены сюжеты ста девятнадцати пословиц, поговорок и т.д., все они
могут быть сведены к одной теме: речь неизменно идет о напрасной,
бестолковой трате сил и средств. Здесь кроют крышу блинами, пускают стрелы
в пустоту, стригут свиней, согреваются пламенем горящего дома и
исповедуются черту. Хотя все эти занятия и явно абсурдны, брейгелевские
персонажи предаются им так серьезно и деловито, что зритель не сразу замечает
нелепость происходящего. Глупость, ставшая повседневной привычкой, и
безумие, возведенное в ранг разумного начала, - вот стихия "Пословица". Среди
пестрой сумятицы, напоминающей то ли карнавальное гулянье, то ли
сумасшедший дом, выделяются две фигуры - обе на первом плане. Молодой
человек в розовом плаще беспечно вертит на пальце голубой, увенчанный
крестом земной шар: самонадеянный повеса вообразил, что движение мира
подвластно его прихоти. Однако другая пословица говорит: "Чтобы пройти мир,
нужно согнуться". Рядом со щеголем оборванец - согнувшийся в три погибели,
с лицом, искаженным болезненной гримасой, он влезает внутрь подобного же
шара. У левого края картины, на фасаде дома, выставлен шар с крестом, но
обращенным вниз. В этом образе и заключен подлинный смысл картины: мир
перевернут вверх
дном.
"Месяцы" Питера
Брейгеля
Старшего
Работе над
этой серией пейзажей, изображающей полный годовой цикл изменений
природы, Брейгель посвятил весь 1565 год.
"Месяцы"
были созданы по заказу антверпенского финансиста Николоса Ионгелинка,
видного коллекционера произведений искусства, в собрание которого уже
входили полотна Брейгеля "Вавилонская башня" и "Несение креста". К своей
коллекции Ионгелинк относился сугубо практически - как к удобному средству
вложения денег (что, впрочем, было вполне обычным делом в среде
нидерландских собирателей картин). Когда художник еще только начинал
работу над "Месяцами", заказчик уже распорядился их судьбой: 22 февраля
1565 г. Ионгелинк передал всю свою коллекцию антверпенской городской казне
в обеспечение крупного денежного займа, взятого им у города. Ионгелинк так и
не выкупил свой залог, и лучшие картины Брейгеля оказались запертыми в
городском казнохранилище на долгие
десятилетия.
Вот уже много лет "Месяцы" Брейгеля
вызывают бурные дебаты исследователей. Спорят, например, о том, сколько
картин первоначально входило в серию: одни предполагают, что их было
двенадцать и каждая изображала определенный месяц; другие доказывают,
будто их всего четыре и посвящены они временам года, так что из цикла
исключается то "Сенокос", то "Жатва". Наиболее правдоподобна версия, что
Брейгель написал шесть картин, посвятив каждую двух месяцам сразу.
Открывается цикл картиной "Охотники на снегу" (февраль-март). Третья
(впоследствии утраченная) картина - это апрель и май. Затем следуют "Сенокос"
(июнь-июль), "Жатва" (август-сентябрь) и "Возвращение стада" (октябрь-
ноябрь).
Несомненно, идея "Месяцев" навеяна
календарными миниатюрами часословов XIV-XV вв. Однако в картинах
Брейгеля господствует совсем иное настроение, чем в миниатюрах. Сцены
сельских работ, служившие в Средние века своеобразными символами
соответствующих месяцев (например, фигурка косца обозначала июнь, жнеца -
август), занимают в его картинах хотя и важное, но отнюдь не главное
положение. Каждое время года - это неповторимое состояние земли и неба. Так,
в картине "Охотники на снегу" зима под кистью художника предстает равниной,
сияющей сплошной белизной нетронутого снега, открывающейся зрителю
внезапно и с высоты, словно в полете; зеленовато-серое небо невольно хочется
назвать небесным сводом: так оно холодно и спокойно. В "Жатве" прямо перед
зрителем расстилается пшеничное поле с его тяжелой янтарной желтизной; небо
над ним - сиренево-белое, словно отдавшее земле все свое живительное
тепло.
В "Месяцах" художник начинает выводить на
первый план укрупненные фигуры людей. Это крестьяне, занятия которых
естественно подчинены смене времен года. Таким образом, человек выступает
как органическая часть природы. Все пейзажи не только величавы, но и по-
своему уютны. Даже в заснеженной равнине есть что-то домашнее, ибо повсюду
видны следы близости людей - трактир, запруда, колокольня. Такова
приветливая земля Нидерландов, жители которых лучше других народов
обживали природу, не нанося ей вреда. Питер Брейгель умеет показывать
зрителю самые простые вещи как чудо. Картинам "Месяцев" созвучны слова
философа и писателя Эразма Роттердамского (1469-1536): "Бог способен явить
любые чудеса - в нарушение законов природы, но ежедневно творит чудеса
намного большие… Эти чудеса в естественном ходе вещей, т.е. в самих законах
природы, которые нам привычны, и поэтому мы не замечаем их
чудесности".
Видеочат Mrtigra
Если вам необходима стрижка йорка недорого, заказывайте ее на dom-animal.ru в удобное для вас время. Стоимость наших услуг действительно выгодная, также мы предоставляем скидки.
пульты в Омске
купить Трансфер фактор