ANATHEMA
   Приговор альтернативе

   Кризис - он и в Африке кризис. И в Москве, и в Ливерпуле. И в любых своих проявлениях - от кризиса среднего возраста, до кризиса финансового или творческого. И ничего хорошего сия субстанция вообщем-то не сулит. Правда случается, что бывает и наоборот! И родина легендарных The Beatles упомянута здесь не случайно, и особо прозорливые наверняка уже догадались, что ниже речь пойдет о группе Anathema. "При чем здесь тогда кризис?" - тут же вставит особо нетерпеливый читатель. А при том, товарищи, что в те самые злополучные августовские деньки прошлого года, когда все мы в полном отчаянии и беспомощности наблюдали как стремительно утекают в никуда наши денежки, парни из Anathema так же бились в бессильной злобе (правда по несколько иной причине), ибо и у буржуинов случаются свои кризисы. И это в год, когда группа выпустила свой самый коммерчески успешный альбом! Впрочем, сами они так отнюдь не считают, тем более, что новый CD Anathema 'Judgement' обещает "задвинуть" не только своего предшественника, но и вообще все ранее выпущенное этой командой! Итак, вашему вниманию предлагается увлекательный рассказ о прошлогодних неприятностях в лагере Anathema, о переменах в составе и о новом творении группы...
   1998 год действительно был очень непростым для Anathema. Нет никакого сомнения, что их прошлогодний альбом 'Alternative 4' стал не только одним из лучших CD года, но и последних нескольких лет, не говоря уже о его роли в истории самой группы. Однако компакт-диск, как один из геометрических родственников медали, имеет, как известно, и обратную сторону. И с другой стороны, 'Alternative 4' послужил причиной серьезного раскола в составе группы, и Винсента и Дэни Каванах чуть было не постигла участь других братьев по металлу - небезызвестных Игоря и Макса Кавалера...
   "Да, прошлый год для нас выдался на редкость дерьмовым, - вспоминает вокалист и гитарист Anathema Винсент. - Мы постоянно спорили по любому поводу, не могли разобраться ни сами с собой, ни с группой в целом, находились в полной неопределенности. Ситуация была крайне депрессивной. Противоборствующими сторонами были Дункан и мой брат Дэни, чьи крайне натянутые отношения создавали очень нехорошую атмосферу в группе. А мы с Шоном находились где-то посередине, наблюдая как дураки за их бесконечными скандалами, и не в силах хоть как-то повлиять на происходящее. Но все разрешилось само собой, слава господи!"
   К счастью, у них хватило ума и рассудка не усугублять и без того подпорченные отношения, а как минимум прислушаться к зову крови. Похоже, что именно это и стало решением всех проблем, так как вскоре была произведена небольшая рокировка внутри конфликтующей четверки и 50% Anathema избавили братцев от своего присутствия в группе. Первым команду покинул старейший члeн коллектива басист и автор довольно значительной части песен Дункан Паттерсон, а вслед за ним ушел и относительно новый барабанщик Шона Стилс. Замена же опальным музыкантам была найдена на удивление быстро. Впрочем, и искать-то особенно не пришлось. В сентябре в Anathema появился басист Дэйв Пибус, который, по иронии судьбы, в свое время был гитаристом и вокалистом группы Dreambreed, где играл не кто иной, как... Дункан Паттерсон! Вопрос же с ударником решился еще проще: в Anathema вернулся самый первый ударник группы Джон Дуглас!

   Нельзя не отметить тот факт, что оба "новичка" являются не просто ритм-секцией, а довольно-таки творческими и весьма талантливыми людьми, и имеют на плечах головы, в которых постоянно рождаются самые разные музыкальные идеи. Поэтому не удивительно, что еще до наступления нового года обновленная Anathema уже готова была засеть в студию с новым материалом!
   Но, справедливости ради, нужно заметить, что такая активность музыкантов была связана не столько с появлением в составе свежей крови, сколько из-за желания Anathema как можно скорее реабилитировать
свое славное имя. Дело в том, что в отличие от львиной доли поклонников группы и журналистов, посчитавших 'Alternative 4' фактически лучшим альбомом Anathema, сами музыканты придерживались совершенно противоположной точки зрения.
   "Создание 'Alternative 4' пришлось не на самое лучшее время в жизни группы, - считает новый басист Дэйв Пибус. - Я, правда, не принимал участие в записи этого альбома, но я еще застал Дэни и Винсента в состоянии сильной депрессии и полного отчаяния. И это нельзя не услышать на альбоме. Это было почти из серии "Я хочу умереть!"Но сейчас, слава богу, все уже позади. Я не хочу сказать, что у нас совсем не бывает такого состояния - депресняк - наше обычное состояние, но существуют определенные границы этого, и в прошлый раз ребята зашли слишком далеко. А вообще, отчаяние и пессимизм, как ни странно, благодатно действуют на нас, такое состояние объединяет нас и всячески стимулирует в плане творчества".
   Возможно это и так, но стимулом для творчества во время последней студийной сессии для ливерпульцев точно была не депрессия. Судите сами: студия "Damage Inc." (кстати, принадлежащая гитаристу The Cage и группы Тонри Мартина (экс-Black Sabbath)) расположена в красивейшем итальянском местечке Вентемиглия, что близ Монте Карло, прямо на берегу моря! И если предыдущий альбом Anathema являлся отражением конфликтов и непонимания друг друга внутри группы, то 'Judgement' должен ассоциироваться исключительно с абсолютным умиротворением и наслаждением от одного только трехмесячного пребывания в этом райском уголке!
   "Сразу хочу сказать, что 'Judgement' - не металлически альбом, - стреляет в упор гитарист Дэни, - но по своей мощи он может составить конкуренцию любой металлической пластинке! Как бы то ни было, 'Judgement' - несомненно, самый лучший альбом Anathema! Просто потрясающий саунд, да и материал сам по себе более зрелый, потому что, как мне кажется, большую часть песен для 'Alternative 4' написал Дункан, а в этот раз мы все делали сами. Мы делаем то, что мы хотим делать, и каждый вносит свой посильный вклад в общее дело - в создание музыки. И именно благодаря тому, что здесь есть идеи всех четверых, альбом получился довольно разнообразным, хорошо сбалансированным и, вместе с тем, очень и очень мощным. Да, и еще он очень эмоциональный, и вообще превосходит своего предшественника по всем статьям. Я даже не могу выделить какую-то одну песню, настолько альбом хорош как единое целое!"
   Дэни и его коллеги пока воздерживаются от более конкретных характеристик своего нового детища, оставляя полемику на эту тему для фэнов и критиков. Что же касается представителей этих классов, то и те, и другие уже вынесли свой вердикт новой пластинке Anathema: Pink Floyd. Что, в принципе, совсем не удивительно. Имя этой легендарной британской команды не редко упоминается в разговорах о героях этого материала. В музыке Anathema не редко проскальзывало что-то от Pink Floyd, а для сборника 'X', посвященного юбилею компании "Peaceville" группа записала аж два "флойдовских" кавера - "One Оf The Few" и "Goodbye Cruel World". Возможно, что и продюсер последних двух альбомов Anathema - Кит Вульвен был выбран отчасти из-за его прежних заслуг: в свое время он работал с Дэвидом Гилмором.
   "Кстати, первое, что на этот раз нам сказал Кит - что в этом альбоме нужно побольше гитар, гораздо больше, чем было на 'Alternative 4', - говорит Пибус. - И это еще больше сблизило нас с ним, поскольку мы и сами были такого же мнения о своем будущем диске".
   "На 'Alternative 4' Дэни почти не играл соло, - признает ошибки группы Винсент. - И это было нашим большим промахом, потому что у него очень отличительный стиль - даже через стену можно узнать, что играет Дэни! Там вообще было очень мало гитар, чего никак нельзя сказать о новом альбоме. Правда на 'Judgment' гитарный саунд довольно разнообразный и местами даже экспериментальный, но здесь есть и очень тяжелые моменты. И Дэни, кстати, в этот раз просто великолепен!"
   К слову будет сказать, что помимо своих соло Дэни Каванах был ответственен из все партии клавишных, хотя в группе имеется сессионный клавишник.
   "Да, - объясняет он, - это Мартин Пауэлл из My Dying Bride. Он играет с нами на концертах, но в студии все партии клавишных записывал я сам. В принципе, мы не имеем ничего против Мартина, но так уж получилось, что перед тем, как идти в студию у него не было достаточного количества времени, чтобы разобраться с новым материалом, поэтому решено было обойтись без него. Как уже говорил Винни, главное отличие 'Judgment' от прошлого альбома - это гитары: акустические, тяжелые, чистые... На этот раз это действительно основной инструмент, но и клавищшные выполняют довольно большую роль - именно они создают всю атмосферу и подчеркивают мелодии".
   Еще одним важным "инструментом" в творчестве Anathema долгое время являлись тексты песен, которые великолепно гармонировали с музыкой и являлись частью общей концепции альбомов, но и здесь, похоже, произошел определенный сдвиг...
   "Как и музыка, тексты тоже очень разные, - объясняет Дэни. - Я пишу о жизненных, повседневных вещах. Например, одна из новых вещей посвещена всем алкоголикам, обвиняющих всех окружающих в своих проблемах. А все песни Джона на тему сумасшествия, боли, утраты. Но на новом альбоме есть песни всех четверых музыкантов, так что нельзя сказать, что все они написаны в каком-то одном ключе. Каждый здесь найдет что-то свое".
   Подводя предварительный итог всему вышесказанному, можно сказать, что в этот раз музыканты Anathema решили сделать основной упор на возвращении к гитарному звучанию и на саунд в целом, из-за чего группа провела в студии даже больше времени, чем было запланировано.
   "Я думаю, когда наше начальство услышит этот альбом, они простят нам все непредвиденные расходы, - без доли шутки говорит Винсент. - Эта сессия была действительно потрясающей! Я даже не спал толком последние трое суток нашего пребывания в студии! При этом я почти не чувствовал усталости, наоборот - это только прибавило мне адреналина, потому что это самый лучший альбом, который мы когда либо записывали! Более того, мне кажется что "Music For Nations", наша фирма, вообще никогда не выпускала альбомы такого рода! И Кит, который работал с такими знаменитостями как Thin Lizzy, Дэвид Гилмор и U.F.O., утверждает, что это самый лучший материал, с которым он когда-либо сталкивался".
   "Конечно, каждая команда считает каждый свой новый альбом самым лучшим в своей дискографии, - добавляет Дэйв, - но мы уже имели возможность лично убедиться, как публика воспринимает 'Judgement'. На своем недавнем выступлении в Греции мы играли несколько вещей с нового CD, которые никто кроме нас, конечно, не мог слышать до этого. Так эти песни буквально свели с ума весь присутствующий в зале народ, что лишний раз доказавыет правильность выбранного нами пути. Кстати, еще одна важная вещь: каждая композиция нового альбома в студии была записана фактически в живую, то есть без всяких наложений и многочисленных дублей, чего при всем желании нельзя было сказать об 'Alternative 4'. В любой стадии работы над этим альбомом мы прежде всего старались, чтобы песни звучали как можно естественней, без какого-либо напряжения, как это происходит на концертах. Результат превзошел все наши ожидания! Поэтому-то и на сцене этот материал выгодно отличается от нашего остального репертуара, так как новые вещи звучат точно так же, как и на записи".
   Кстати о концертах! Судя по нижеприведенной цитате Винсента Каванаха, Anathema не ограничились музыкальным сочинением на тему "Творческое наследие Pink Floyd как луч света в современной музыке и ее будущее", а выжать из этого самого наследия все по максимуму, чуть ли не вплоть до летающих свиней и кроватей:
   "Наши предстоящие концерты будут большим сценическим шоу, что просто необходимо для более качественного отражения наших новых песен, - делится ближайшими планами лидер Anathema. - Мы собираемся привлечь для этого максимум новых технологий в области света, звука, декораций, спец-эффектов и так далее. Да и вообще, мне больше нравится выступать перед тысячами людей на больших фестивалях, чем в полупустых клубах".


   Не исключены при этом и вкраплением в гастрольную жизнь группы и целиком акустических концертов: "Недавно мы отыграли такой концерт в Швейцарии. Это было после нашего обычного шоу, в небольшом баре, и мы никому не сказали об этом заранее. Вернее, мы сами не планировали это - все получилось совершенно случайно. Но прошло все очень здорово, нам даже подпевали. Вполне возможно, что мы не только дадим ряд таких сейшенов, но и запишем целый акустический альбом!"
   Что ж, вполне логичный и вполне современный план дальнейшего развития для коллектива, находящегося в вечном поиске.
   "На этой сцене мы находимся уже почти десяти лет, - говорит Винсент. - Мы записали пять альбомов и еще пару миньонов - всего семь CD! И уже есть не мало молодых команд, которые называют Anathema группой, серьезно повлиявшей на них как на музыкантов. Это большая похвала для нас, но именно сейчас самое время двигаться вперед, так как на сегодняшний день группа находится в самой лучшей форме за всю свою историю".
   И с этим нельзя не согласиться. Гораздо труднее представить себе, что будет представлять из себя Anathema даже через пару лет! Но чтобы не случилось с этой ливерпульской четверкой, свой вклад в развитие тяжелого рока, свой кирпич в стену они уже внесли!
   Алексей ГЛЕБОВ
   
   

Вернуться к оглавлению Энциклопедии


спецтехника В штате нашей развивающейся компании работает команда профессионалов:
Поздравления с днем рождения жене по смс