Из Painkiller 1999
Разбирая недавно свой архив, наткнулся я на единственный экземпляр макета уже подготовленного к печати, но так, в конце концов, и не вышедшего первого номера журнала "Zarraza" (не путать с одноименной газетой, которая на тот момент уже не существовала). В этом издании, упомянутый номер которого датирован серединой 1993 года, ваш покорный слуга вел так называемый журнал в журнале под названием "Death`O`Nator", целиком посвященный, как не сложно догадаться, экстремальной музыке. Глянул я на сей раритет, и чуть не прослезился от умиления: Anathema, Paradise Lost, Tiamat, Amorphis - все эти команды связывал тогда именно экстремальный жанр тяжелого металла! Впрочем, сегодня имена этих коллективов тоже можно поставить в один ряд, так как стиль каждого из них трансформировался уже в нечто такое, что нельзя сравнить не то что с каким-нибудь дэтом, но и с металлической музыкой вообще! Кстати говоря, все остальные попавшие в тот журнал 93-го года (а их там было порядка десяти) сегодня либо распались совсем, либо, что еще хуже, влачат жалкое существование, а их музыка не интересна, наверное, даже им самим. "На самом деле, это просто совпадение, - отвечает один из гитаристов Amorphis Эза Холопайнен на вопрос, догадывались ли они в самом начале 90-х, когда создавали группу, что развитие их музыки будет таким контрастным. - Хотя все эти годы название действительно предельно точно отражало то, что происходит с группой. Мы на самом деле постоянно менялись, и меняемся сейчас. Более того, я уверен, что этот процесс будет происходить и дальше! Мы не знаем, что будет представлять из себя Amorphis через год-другой, но то, что наш следующий альбом будет сильно отличаться от всего того, что уже нами сделано - факт!" Но несмотря на то, что большинство поклонников Amorphis растут и развиваются вместе с любимой группой, музыканты, тем не менее, всегда опасаются за конечный результат того или иного своего творения, памятуя об ошибках своих коллег. "Взять хотя бы тот же Tiamat, - объясняет Холопайнен. - Замечательная группа, мне очень нравится! Но со своим последним альбомом они явно сели меж двух стульев. Мне трудно объяснить, почему я так считаю, мне кажется они зашли слишком далеко со своими эксперементами. Но все равно я очень уважаю эту группу, потому что они смелы и делают именно то, что хотят сами. То же самое можно сказать и о The Gathering, которые кардинально сменили свой стиль на последнем альбоме. Все это говорит о том, что люди просто наслаждаются своей музыкой, своей игрой. Но, еще раз повторюсь, это достаточно большой риск". Судя по всему, своим новым альбомом Amorphis вполне довольны, так же, впрочем, как и их фэны. Правда Эза не уверен, что ему понравилась бы "Tuonela", выпусти такой альбом какая-нибудь другая группа. "Никогда нельзя объективно судить о своей работе, - смеется он. - Знаете сколько раз мы играли, а потом слушали эти песни прежде чем вышел альбом?! Именно поэтому мне очень трудно говорить о его достоинствах и недостатках". "Tuonela" - это что-то вроде параллельного мира. Это место откуда тысячи лет назад появились люди в Финляндии, и куда они отправляются после своей смерти. Но это понятие не синоним ада или рая, или еще чего-нибудь в этом роде". Одним словом, Amorphis снова погрузились в легенды и мифы своей родины. Да, нам этого не понять. Хотя в это определение герои этого материала вкладывают и другой смысл, считая свою команду частью металлического параллельного мира. "Да, думаю, что Amorphis вполне можно назвать такой группой, - говорит Холопайнен. - Однако мы надеемся на внимание людей и, думаю, что с этим альбомом мы обретем еще больше фэнов, новых фэнов! Во всяком случае, дэт-металлической группой мы уже точно не являемся. Хотя мы и не отрекаемся от своего прошлого, потому что без этого не было бы сегодняшнего Amorphis`a! "The Karelian Isthmus" или "Tales From The Thousand Lakes" - отличные альбомы, вполне актуальная музыка и для того времени вообще, и для молодой группы в частности. Вообще, я считаю, что вся музыка делится только на две категории: хорошая и плохая. Поэтому мы ничуть не стыдимся своей истории, это было бы просто глупо". Но любовь к экстремальным вещам у этой команды все же осталась. По крайней мере, среди фаворитов последних лет Эза Холопайнена есть такие группы, как Hypocrisy или даже Dimmu Borgir. Но не только! "Наряду с тяжелыми вещами я слушаю много восточной музыки, - говорит он, - например Рави Шанкара и других музыкантов, играющих на ситаре. Кстати, в песне "Greed" с нашего нового альбома Томи (Коивусаари - вокалист и ритм-гитарист Amorphis - прим. автора) сыграл партию на ситаре. Но, главным образом, мы все слушаем рок- музыку, преимущественно старую". Как, например, альбомы Эйджа или Дэвида Гилмора, чье влияние явно чувствуется на новом "Tuonela": "Да, я люблю их обоих, потому что в их музыке качество всегда стоит выше количества. Послушайте Pink Floyd: гитары Гилмора там не так уж много, но каждая его нота просто переполнена чувствами, потому что идет прямо из глубины души! Вот, что я ценю больше всего". А откуда идет классический дэт- металлический рык Томи в середине уже упомянутой "Greed"? "Мы решили, что в этом месте не хватает агрессивного вокала и мы сделали это. Вот и все. Мы не собирались достигать какого-то баланса между своим старым стилем и тем, что мы делаем сейчас. Просто в данном случае был нужен именно такой рык. В той же песне, как я уже говорил, слышен ситар - это тоже было нужно именно здесь. А если мы чувствуем, что для лучшего результата нам чего-то не хватаем, мы обязательно восполним этот пробел!" Вот вам, товарищи, и рецепт успеха. Остается добавить сюда только время, которое расставляет все по своим местам, и мы поймем, насколько логично развитие такой группы. Даже если она называется бесформенной. Алексей Глебов. |