VOIVOD
"История Группы"
   "Рок-Сити" N3, 1992
   


   

   
   Канадский тяжелый рок всегда славился своим нестандартным подходом к металлическому делу. Для примера, вспомним хотя бы неувядающих Rush, которым мы собираемся посвятить один из следующих выпусков HM Story. Voivod достойно поддержали начатое Rush прогрессивное ответвление, но в отличии от последних они действовали исключительно на трэшевых территориях. Чем и славятся. Александр Галин долго въезжал в наследие Voivod прежде чем представить вам их убойную историю.
   
   
   Е сли бы знаменитый Франкейнштейн случайно увидел, в каких муках и сомнениях рождается на свет новая звезда канадской трэш-сцены группа Voivod, то он, скорее всего, стыдливо прикрыв ладошками глаза, сразу же удалился бы обратно в свои дремучие леса, чтобы укрыться от неминуемого позора. Действительно, монстр, появившийся в результате непонятной мутации в генах канадского хард-рока, который в 60-70-е годы представляли такие “безобидные” команды, как The Guess Who и B.T.O., способен был вселить ужас даже в самого закаленного почитателя хэви-метал. Причудливая смесь самых разнообразных стилей, включая психоделию, панк-рок, авангард и трэш, оригинальная концепция, виртуозная техника владения инструментами и, самое главное, явно заметная от альбома к альбому прогрессия в саунде и творческом подходе, плюс интенсивная гастрольная жизнь – все это вкупе не только выдвинуло Voivod на огневой канадской хэви-сцены, но и послужило своеобразным трамплином для предстоящего прыжка на “металлический Олимп”.
   Группа была основана в ноябре 1982 года, в местечке Жонкьер, неподалеку от Квебека, барабанщиком по кличке Away (настоящее имя Michael Longewin), который в свое время изучал в университете основы ядерной физики. Двумя побочными увлечениями Эвэя были рок-музыка и научная фантастика, с помощью которых он попытался выразить свое отрицательное отношение к нарастающей угрозе атомной войны и загрязнению планеты. Эти идеи полностью поддержали и разделили его друзья – гитарист Piggy (Denis D`Amour), бас-гитарист Blacky (Jean Yves Theariault) и вокалист Snake (Denis Belang
er), присоединившийся к остальным пару месяцев спустя.
   Целый год прошел в напряженных репетициях, сочинении своего материала и поисках достаточно необычной концепции, которая накрепко врезалась бы в память слушателя. Весь этот период группа выступала в местных клубах и подвалах, набираясь опыта, пока в ноябре 1983 года их песня под названием “Condemned To The Gallows” не вошла в сборник “Metal Massacre V”. Этого оказалось вполне достаточно для того, чтобы фирма грамзаписи Metal Blade заключила с ними контракт.
   Дебютный альбом под названием “War And pаin” был записан под руководством продюсера Брайана Слэйджела всего за восемь дней (с 19 по 27 июня 1984 года) и представлял из себя сгусток могучей энергии, и конгломерат самых различных влияний. Представьте себе, что получится, если смешать в одном котле убойную силу Motorhead и агрессивность Slayer с одержимостью раннего панка и психоделическими настроениями 60-х? Добавьте сюда мрачный гротеск Blue Ouster Cult с налетом мистики плюс постоянную смену ритмического рисунка и взрывы гигантского неистовства, и вы получите приблизительную картину музыки Voivod.
   В “War And pаin” было положено начало истории, которая нашла отражение в каждом последующем альбоме группы, названного так в честь племени каннибалов из мрачного края Моргот, странствовавших в античные времена по территории нынешней Европы с ненасытной жаждой насилия и убийства. Войвод, оживленный гальванической силой воображения Эвэя, хорошо дополняет картинную галерею героев Дж. Р. Толкина, и, несмотря на врожденные отрицательные качества, приспособлен к самосовершенствованию в лучшую сторону. В конце концов, родившийся на обломках цивилизации и подавляющий всяческое ее проявление, он придет к простой, но великой мысли о том, что “насилие всегда есть зло”. Однако не будем забегать вперед.
   В этом альбоме перед нами раскрывается первая глава, в которой Земля лежит в дыму и развалинах после ядерной войны, уничтожившей практически все население, но разбудившей Войвод от многолетней спячки. Он огляделся вокруг и, увидев, что растерзанный и разбитый мир взывает о пощаде, издал радостный клич.
   
   Войвод! Я сумасшедший бог.
   Войвод! Свирепый пес.
   Я создание ядерного века
   И готов к новой атомной войне.
   
   Первые три композиции альбома, включая одноименную “Voivod”, “Warriors Of Ice” и “Suck Your Bone”, сделаны в одном ключе, с бьющей через край спонтанной энергией и стремительным натиском. Главной их определяющей темой является насилие, но и в “Iron Gang”, и в тяжеловесной композиции “War And Pa
in”, явно сработанной на основе лучших образцов из творчества Black Sabbath, не хватает чистоты звучания. Продюсеру не удалось добиться четкого разделения музыкальных инструментов, и звучание порой походит на какофонию. Хотя, с другой стороны, довольно сырой звук удачно сочетался с пока еще неопределенной тематикой песен, прокладывая новые трассы на автостраде “панк-хардкор”.
   Вторую сторону открывает небольшая и неуклюжая песня “Blower”, перерастающая в угрожающая в угрожающую “Live For Violence”.
   
   Я вооружен и нож в руке –
   Это мой закон…
   Да, я диву ради насилия
   И постоянной атаки.
   Мы – бойцы и сражаемся яростно,
   Словно дикари, посаженные в клетку.
   
   Но самой лучшей композицией альбома (как с музыкальной, так и с текстовой стороны) несомненно является “Black City”, в которой Снэйк словно бросает в безжалостное пространство рубленые фразы, наполненные безысходностью и зловещим смыслом.
   
   Небегая, круша, атакуя,
   Мы стремимся спрятаться в ночь.
   Метис, дикарь, бродяга,
   Почти загнали авто.
   Ветер в лицо, автострада, адская песня.
   Почувствуй дым в зловещем шторме.
   Мрак, черные стены, тени.
   На дороге не видно ни зги.
   Заброшенный особняк на бетоне
   Стоит одиноко вдали.
   Пустыня, город-призрак, гoлая земля.
 
  Темная улица наполнена страхом.
   Потухшие фонари, вечерний звон
   И мертвые листья на тротуарах .
   Черный кот ждет свою колдунью.
   Не задерживайся в этом мрачном городе,
   Если не хочешь, чтоб твою душу околдовали.
   
   Завершает альбом “Nuclear War”, в которой говорится о том, что развязать ядерную войну легко, но последствия ее непредсказуемы. Что же касается Войвода, то он по- прежнему полон решимости бороться со своим прошлым и не собирается подчиняться Смерти, пока она не схватит его в свои
холодные объятья.
   Несмотря на то, что после выхода своего дебютного альбома Voivod удостоились лестного сравнения с такими коллективами, как Metallica и Megadeth (критики даже окрестили их стиль как nuclear-thrash), весь 1985 год группа испытывала очень большие трудности, разочаровавшись как в своих слушателях, которые еще не были готовы к такому сложному периоду, так и в своей фирме, предпринявшей попытки повлиять на их слишком оригинальную музыку, которая развивалась несколько в стороне от металлического мейнстрима.
   “Большинство основных фирм грамзаписи, - заметил позже Эвэй, - намеренно выискивают группы, которые играют в духе Slayer или Metallica. Поэтому многие коллективы предпочитают работать именно в этом направлении и вскоре получают выгодный контракт. Мы же с самого начала знали, что нам потребуется несколько лет, чтобы пробиться, и поэтому выбрали не самый короткий, зато самый верный путь. Мы решили создать футуристическую музыку 90-х годов”.
   Другим препятствием было то, что в окрестностях Квебека с давних пор параллельно сосуществовали две совершенно различные музыкальные культуры и индустрии – французская и английская, со своими специфическими особенностями, в том числе и языковыми различиями. Музыка и идеи Voivod, как оказалось, не подошли ни к тому, ни к другому лагерю. Песни, звучавшие в их исполнении на английском языке, настолько выпадали из канонов жанра хард`н`хэви, что группа не только сразу же попала в разряд “подпольных”, но и выбор мест ее выступлений стал довольно ограниченным.
   “То, что мы родом из Канады, - заметил басист Блэки, - сразу выделяет нас из других представителей хэви-стиля. По крайней мере, никто не считает нас еще одной трэш-командой из Сан-Франциско, потому что мы отличаемся от них не только звучанием, но и внешним обликом”.
   Все это вместе взятое повлиял на решение музыкантов мигрировать в Монреаль, где, по словам Эвэя, “очень много уникальных культурных течений, в том числе, отличная сцена андеграунда, и много представителей современного искусства, которое вдохновляет нас на собственное творчество”. Словно в подтверждение этих слов барабанщика, группа с 11 октября по 18 ноября 1985 года упорно трудится в студии над своим очередным проектом.
   Затяжной кризис разрешился в марте 1986 года, когда менеджеру Voiv
od Морису Ришару удалось добиться для группы выгодного контракта с фирмой грамзаписи Noise Records. Месяц спустя вышел в свет их второй альбом под угрожающим названием “RRROOOAAARRR”. Это была очень “крутая” пластинка, которую, тем не менее, новый продюсер Майк Амстрад все же умудрился “запороть”. В окончательном миксе преобладали в основном звучание бас-гитары и завывания Снэйка, порой напоминающие Venom образца 1984 года, которые плохо сочетались с внезапными гитарными запилами Пигги и хитроумной игрой на барабанах Эвэя. И тем не менее, на этом альбоме есть что послушать.
   На этот раз в песне “Korgull The Exterminator” Войвод перевоплотился в ужасающего Коргулла (чем-то напоминающего мне “хищника” из одноименного фильма с участием Шварцнеггера), который довершает Земли и окончательно истребляет все живое).
   
   Вы ждете неизбежной смерти в своей норе,
   Но если вы хотите познать весь ужас войны,
   То взгляните на Коргулла!
   
   В “Fuck Off And Die” музыканты оттянулись на славу и высказали все, что они думают о представителях фирмы Metal Blade, которые, вместо того, чтобы помочь ребятам, “играющим не щадя своих сил”, вставляют им палки в колеса. После немного путаной “Slaughter In A Grave” записана одна из сильнейших вещей альбома и несомненная классика трэш-метал – композиция “Ripping Headaches” с великолепным соло Пигги, которая к тому же как бы выражает своеобразное кредо членов группы.
   
   Мы – нарушители границ
   И я иду вслед за своей судьбой.
   Порой на нас глядят с раскрыт ртом,
   Может быть, из-за того, что мы опасней,
   Чем все мусоросжигатели на свете.
   
   В песне “Horror” Войвод возвращается в Моргот, и хотя он остался единственным выжившим существом из всего человечества, “страх гложет его каждую ночь”, и ему уготована длительная ссылка в мрачный гетто, обитателями которого являются безобразные монстры и зомби.
   Вторую сторону открывает ураганная “Thrashing Rage” – еще один боевик группы, в котором Эвэй буквально превзошел самого себя. Это настоящий психологический киллер, повествующий о ночных кошмарах, блужданиях в запутанных лабиринтах и потери контроля над собой. Следующая скорострельная вещь под названием “The Helldriver” посвящена рокерам, для которых жизнь не представляет особой ценности и весь смысл существования заключен
в скорости и сопутствующему ей риску.
   
   У меня нет ограничителей,
   Моя жизнь – это риск.
   Давай гони, лихач!
   Масло и бензин – вот моя кровь,
   Закон нарушен, и я вне его.
   Если ты хочешь остановить любителя скорости,
   То приготовься хорошенько,
   Потому что он всегда в красной зоне,
   Он – беглец на автостраде в Ад.
   
   О том, каким мощным оружием может стать гитара в руках мастера, поется в песне “Build Your Weapons” (И когда твоя музыка наполнится гневом/Внезапный смерч опустошит этот город…), а в заключительной “To The Death” не только вполне отчетливо прослушиваются звуки похоронного марша, сработанные в лучших традициях хэви-метал, но и заложена программа для следующего проекта группы – завоевание Войводом других планет в Галактике.
   После выпуска альбома “RRROOOAAARRR” в апреле 1986 года Voivod отправились вместе с Running Wild и Celtic Frost в турне по Америке, в котором дали 25 концертов, а в конце года состоялись их первые европейские гастроли совместно с Possessed и Deathrow
, проходившие под приветливым лозунгом “Hell Comes To Your Town”. С 27 ноября по 14 декабря группа работа в берлинских студиях фирмы Noise над своим очередным альбомом, который появился в феврале 1987 года под названием “Killing Technology” и стал сенсацией в мире трэш- метал.
   Теперь на место продюсера был приглашен опытный в этих делах Харрис Джонс, и пластинка оказалась записана на славу. Песни были сделаны с великолепными аранжировками, но слушать их по- прежнему было нелегко. На тот раз Voivod присоединили к своей амальгаме влияния не только трэш, классику и прогрессивный рок, но и пост-панковые изыскания таких “готических рокеров”, как Bauhaus, Sonic Youth, Killing Joke и Christian Death. Эвэй вполне согласился с этим замечанием:
   “Вы только послушайте, как похожа музыка этих “патологических групп” на нашу. Но в то же время мы работаем примерно в том же направлении, что и ребята вроде Soundgarden”.
   Кроме того, значительно улучшился вокал Снэйка, появились более оригинальные находки в сложном ритмическом рисунке, и гитарные набеги Пигги стали еще более четкими и сконцентрированными, потому что главная сила Voivod состоит не в беспорядочном нагромождении риффов, а в глубоком музыкальном воображении, которое отлично сочетается с их экстравагантной концепцией.
   Значительную роль в саунде канадцев по- прежнему играла сюрреалистически звучащая гитара Пигги, манера игры которого на световые годы отстоит от игры обычных гитаристов- трэшивиков.
   “Я думаю, что это из-за того, - объяснил Эвэй, - что он сначала учился играть прогрессивный рок таких групп, как, например, King Crimson. Пигги не является типичным гитаристом хэви-метал, потому что он использует множество причудливых аккордов вкупе с различными эффектами”.
   Интересно также заметит, что, когда Пигги сочиняет новый материал, то он использует для этой цели обыкновенную акустическую гитару.
   “Я предпочитаю играть на ней потому, что тогда остается много пространства для голоса. Но иногда проходит целый час, пока мне удается найти один правильный аккорд”, - утверждает гитареро.
   Новый альбом – это также своеобразный ответ на вопрос, что же произойдет, если такое могучее сочетание силы и агрессии, как Войвод, действительно появится в наши смутные времена и найдет подход к технологическому террору, в подспудном страхе перед которым мы сейчас живем? Но в этот раз апокалиптические видения канадских “металлургов” приобрели пугающую ясность. Руины Земли теперь находятся под полным контролем Войвода, и он устремляется в открытый космос, выискивая новые миры для завоевания, готовый использовать оружие огромной мощности, которое находится в его распоряжении.
   В одноименной композиции альбома, длящейся целых семь с половиной минут и наполненной индустриальными шумами, “механическим” голосом и мощными риффами, обрисована картина футуристического мира, где правят одни лишь роботы, а сами люди отчуждены друг от друга и объяты страхом перед завтрашним днем, который грозит поглотить полный Хаос. Об опасностях технократического общества, которое не может справиться с ядерной энергией, наглядно показано в следующей песне под названием “Overreaction”. Эти проблемы не могут не волновать и нас, потому что еще свежи в памяти последствия трагической аварии на Чернобыльской АЭС.
   
   Не пугайтесь, когда взрываются устройства –
   Это просто технологический риск
   И он будет существовать еще века.
   Эволюция не может продолжаться без катастроф.
   Природа-мать уже вас не слышит,
   А китайский синдром исчезнет вместе с вами,
   Но он незримо присутствует рядом.
   
   Композиция “Tornado” ничем особенным не выделяется, как и открывающая вторую сторону “Forgotten In Space” с избитой темой об узниках, странствующих на своеобразном космическом корабле-тюрьме, где они отбывают свой срок. Можно было бы как-то поудачней обыграть этот сюжет (например, на корабле вспыхивает бунт или узники добровольно отсиживают срок за еще не совершенное преступление), но ничего этого, увы, не происходит.
   Зато привлекает внимание своим отличным драйвом и злободневностью затронутой проблемы “R
avenous Medicine”, в которой рассказывается с типичным “черным юмором”, в духе Курта Воннегута и “хищной медицине”, представители которой не лечат, а калечат людей, ставят над ними свои эксперименты и в буквальном смысле слова гоняются за пациентами со скальпелем в руке, чтобы вырезать или отрезать какой-нибудь ценный орган и затем продать его тому, кто побольше заплатит.
   Но в “Order Of The Blackguards” музыканты идут еще дальше по пути социальной сатиры, и перед нами раскрывается пробивающая до дрожи картина манипуляции общественным сознанием, для разнообразия освещаемая отблесками костров святой инквизиции. Здесь уже явственно заметна перекличка с антиутопиями Олдоса Хаксли и Джорджа Оруэлла.
   
   Зажги костер посреди города
   И сожги все мысли тех,
   У кого есть хоть какие-то идеи.
   Эта миссия будет повторяться неоднократно.
   Манипуляция над всем, особенно над хрупкими умами.
   Неважно, что ты говоришь, -
   Они бегут словно слепые.
   Неважно, что ты написал –
   Все это ложь!
   И книги горят с трудом,
   А твой мозг соображает еще медленней.
   
   Затем, после изящного проигрыша напряжение мгновенно нарастает, достигая пика. и сквозь заградительный огонь гитарных риффов словно прорывается дикий вопль Снэйка:
   
   Сожги! Сожги! Сожги! Сожги!
   Подчини! Подчини! Подчини! Подчини!
   Не хочу больше ничего слышать о политике,
   Лучше всего проводить время в невежестве.
   Компьютеры внезапно взорвались от шока новостей
   И Черные Стражники захватили контроль.
   
   То, что на Voivod оказал наибольшее влияние прогрессивный рок, является несомненным фактом, но теперь их музыку, без зазрения совести, можно назвать психоделической в прямом смысле этого слова, потому что в ней явно больше изысканности и проникновенности Pink Floyd, чем удушающей и жестокой ауры Slayer.
   В последней композиции альбома под названием “This Is Not An Exercise” происходит пессимистическое возвращение к урбанистическому пейзажу недалекого будущего, которое не сулит нам ничего хорошо.
   
   Я проснулся этим утром от шума
   И мой день начался со страха.
   Я смотрю в окно и вижу,
   Что в мире нечто происходит:
   На улицах дорожные пробки, перевернутые машины,
   Люди в квартирах прилипли к своим телевизорам,
   Жадно впитывая паршивые новости дня.
   Я не могу доверят никому,
   Даже своим друзьям.
   Дегуманизация и бессмысленность –
   Вот наше будущее и оно предо мной.
   Никто не посчитает это преступлением,
   Но кто осмелится сказать,
   Что у нас осталось так уж много времени.
   
   Вот так и кончится наш мир, не вскриком, а всхлипом, и зловещие пророчества Voivod могут не состояться только в том случае, если человечество одумается и предпримет совместные социальные атмосферы из взаимоотношений между различными державами. Пока что об этом можно только мечтать.
   В мае 1987 г. группа совершила в паре с Kreator турне по США и Канаде, а осенью снова отправилась в Европу, на сей раз выступая там без чьей-либо поддержки. 4 декабря музыканты снова уединились вместе с продюсером Харрисом Джонсом в берлинских студиях, и новый альбом был завершен ровно месяц спустя. “Dimension Hatross” – несомненно самая зрелая и привлекательная работа Voivod, которая к тому же стала первой полностью концептуальной пластинкой группы.
   Альбом по традиции открывается разнообразными звуковыми эффектами, на фоне которых постепенно выстраивается все здание “Experiment”, на первый взгляд немного занудноватой, но мощной композиции. Бойцу Войводу уже не хватает космоса для своих террористических акций, и он, используя ускоритель частиц, проникает в другое измерение – причудливую и странную арену Хэтросса, где его ждут новые опасные и увлекательные приключения.
   В следующей песне “Tribal Conviction” Войвод встречает первых обитателей нового пространства, которые сразу же начинают поклонятся ему как неведомому и могущественному божеству. Эпическая игра на барабанах Эвэя соседствует здесь с пульсирующей бас- гитарой Блэки, но это тоже достаточно среднескоростная вещица, в конце которой гитара Пигги внезапно расходится как небольшой ураган и буквально изрыгает из себя неистовые риффы. Также примечателен хорошо поставленный вокал Снэйка, который умудряется одновременно оперировать голосом Войвода и хором первобытных дикарей.
   Что получится, если дикари начнут играть с преподнесенным им футуристическим оружием, можно узнать из “Chaos Mongsters” – великолепной композиции и настоящего боевика, который показывает группу во всей ее сокрушительной и стремительной силе. Иногда кажется, что Voivod обладает могучей энергией, равносильной извержению вулкана средней величины, находящегося в открытом море. Возникающие при этом гигантские волны-цунами готовы смести буквально все на своем пути.
   “Technocratic Manipulator” – последняя песня первой стороны альбома, является также одной из самых оригинальных и целеустремленных вещей группы и не только содержит в своей на удивление доступной структуре сразу несколько сложных ритмических рисунков, но и наглядно демонстрирует недостающее звено в цепочке панк- хардкор…
   Вторую сторону открывает “Macrosolutions To M
egaproblems” с очень заразительным хором в припеве, ну а самой “завернутой” песней альбома, несомненно, является “Brain Scan”, в которой, как и в следующей композиции под названием “Psychic Vacuum”, подробно рассказывается о том, как Войвод был захвачен в плен неведомыми существами, обладающими всесильной энергией, применяя которую они пытались повлиять на его разум и действия. Но наш хитроумный герой использует их же энергию для того, чтобы, побив противника его же оружием и окончательно разрушив Хэтросс в “Cosmic Drama”, благополучно возвращается на Землю. В безудержном безумии Хэтросса Войвод видит, к чему может привести эволюция новоявленной ядерной цивилизации и сам пытается избежать этой роковой ошибки.
   Поэтому в целом, альбом (на компакт-диске была
также добавлена песня “Batman”) является суровым предупреждением против того, во что наша цивилизация может превратиться в любой момент. Если “War And pаin” поразил нас своей необработанной интенсивностью, альбом “RRROOOAAARRR” показал склонность Voivod к трэш-саунду, а “Killing Technology” выявил всю глубину их музыкальных идей и бросил вызов ранее насмехавшимся критикам, то “Dimension Hatross” определенно заставил призадуматься и тех, кто считал этих необычных канадцев просто еще одной командой, играющей апробированный хэви- метал.
   Заметно стало, что сам саунд группы развивается по прогрессирующей от трэш-металловой основы, с которой стартовал Voivod, к чему-то непостижимому и постоянно меняющемуся. Альбом “Dimension Hatross” – это сложная концептуальная работа, которую вокалист Снэйк назвал “однодневным путешествием в новое измерение”, и одновременно подведение итогов, а также объяснение всего творческого пути группы, о чем свидетельствует примечание на конверте пластинки: “В мире существуют протоны и нейтроны. Они сталкиваются, летя с огромными скоростями, и разлетаются с чудовищной быстротой в трех измерениях. Группа Voivod попала в этот поток и это породило нашу музыку, а также повлияло на нашу жизнь и мысли”.
   Сейчас, когда трэш-сцена чуть ли не ежемесячно пополняется новыми командами, этот удивительный квартет из Канады умудряется находить свои оригинальные решения и ходы там, где, казалось бы, уже давно все испробовано, наносить на карту новые таинственные места и отправляться туда, куда ранее никто не отваживался проникать. Они не боятся и неизвестного, рискуя расширить область своих исследований путем эксперимента, они обыгрывают столкновение прошлого с будущим, античного варварства с убийственной технологией, и поэтому войводы сами являются лидерами и бойцами опустошенной земли, первыми исследователями границ времени и пространства, что с потрясающей документальностью нашло подтверждение на их альбомах.
   За несколько лет развития научно-фантастической саги их воинствующего тезки, музыка Voivod
выросла из чистой агрессии “War And pаin” до мелодичного и кое-где авангардного саунда “Dimension Hatross”.
   “Это альбом более приемлем так же из-за того, что он сделан на профессиональном уровне, - сказал в интервью Эвэй. – Структура песен значительно улучшилась, а Снэйк стал вкладывать в свой вокал больше эмоций и чувств, поэтому пластинка в целом хорошо слушается. К тому же наши тесты стали сильнее, а концепция четче. Все это было сделано намеренно, но при этом не собираемся применять коммерческий подход. Мы идем другим путем, чем типичные представители трэш и хардкор, потому что мы являемся экспериментаторской группой и пытаемся найти новые музыкальные пространства”.
   Грандиозный успех последнего альбома позволил членам группы реализовать свои самые разносторонние амбиции в других областях. Басист Блэки с успехом начал продюсировать молодые коллективы с нестандартным подходом. Снэйк занялся авангардной живописью, а Эвэй не только помог записать сольный альбом Джиму Тривелу из группы Foetus, но и смог наконец с полной отдачей поработать над своим полнометражным мультфильмом, на который он потратил уже пять лет. Кстати заметить, Эвэй ведает графическим оформлением всех альбомов Voivod, включая тексты песен на вкладках, выполненные в причудливой каллиграфии. Не повезло только гитаристу Пигги, чья жизнь оказалась в опасности после операции по удалению опухоли мозга, едва не оказавшейся фатальной.
   Тем не менее все обошлось, и фаны группы вздохнули с облегчением, когда в конце 1989 года, вышел в свет новый альбом Voivod под названием “Nothing Face”, записанный в студиях Монреаля с помощью звукоинженера/продюсера Глена Робинсона. Было ли тому виной триумфальное возвращение на родину или появление на сцене нового менеджера в лице Пьера Парадиза, но в музыке
и концепции коллектива произошли серьезные изменения.
   На этот раз нашему вниманию были предложены не очередные происки безжалостного дикаря, а цикл на первый взгляд не связанных между собой песен о депрессии и глубоко гнездящемся внутри человека страхе
. По словам Эвэя, “этот альбом можно описать как путешествие к центру мозга Войвода”.
   С самой первой вещи пластинки под названием “The Unknown Knowns”, повествующей об индейском племени, до сих пор свято чтящем своих богов, к сонму которых они без колебаний причислили НЛО, зачастившие в местность, заметно изменение стратегии группы. Одноименная джазово-окрашенная “Nothing Face” – явно одна из сильнейших композиций альбома, в которой всеобъемлющая безысходность, нагнетаемая звуками диссонирующей гитары, достигает пика в сцене, когда полностью разочаровавшийся в жизни, беспомощный homo sapiens, до сих пор хорошо умевший притворяться перед окружающими, начинает терять свою индивидуальность.
   
   Рядом с экраном
   Припадок удушья, удушья припадок.
   Желание крайностей,
   Желание плыть против потока…
   
   Но самой неожиданной находкой Voivod стала обработка “Astronomy Domine” с первого альбома Pink Floyd под названием “The Piper At The Gates Of Dawn” (1967 г.).
   “Мы записали ее, потому что верим, что в целом идеи Сида Баррета подходят к нашей концепции”, - заявил в интервью Эвэй. Музыкантам удалось со всей достоверностью передать щемящее чувство тревоги и галлюционогенные видения 60-х. Перед нами снова возникает причудливая картина “космического поместья”, напоминающего таинственные замки из рассказов Эдгара Аллана По (на основе этой песни было также снято экзотическое видео, сделанное с присущей войводовцам изобретательностью),
   
   Вовсю развеваются сигналы,
   Мерцая, дрожа и обманывая.
   Лестницы пугают и смерть правит здесь
   Слепец подделывает звуки,
   Парящие над мерзлой водой…
   
   В “Missing Seguences” речь идет о разработке алюминиевой руды на одной из далеких планет. В результате постоянного контакта с металлом люди начинают терять память и постепенно сходят с ума. Но аллегорический смысл здесь заложен глубже, чем кажется на первый взгляд. На самом деле, почти каждый из нас работает на таких вот “шахтах”, подрывая свое здоровье и в конце концов превращаясь в бездушных роботов, лишенных высоких идеалов и жизненной цели.
   Вторую сторону открывает “X-Ray Mirror”, в которой Voivod с какой-то тяжеловесной грациозностью перескакивают с одного музыкального размера на другой. Эта вещица настолько оригинальна, что по ней вполне можно поставить балетный номер или мини рок-оперу. На эту же мысль наталкивает тот факт, что в песне поется о герое, который путем мучительного размышления о своей сущности, глядя на свое отражение, в конце концов приходит к ослепительному прозрению, пугается самого себя и разбивает зеркало. В зловещем лирическом эклектизме Снэйка, который бесподобно соревнуется с закрученными жалящими гитарными соло Пигги, явно прослеживается аналогия с одной из арий рок-оперы группы The Who, выпущенный под названием “Tommy” в 1969 году.
  
 Если раньше у кого-то и были какие-то сомнения, то после этой, несомненно, весьма рискованной и проницательной работы, Voivod стал по праву потенциальным и серьезным соперником таких “титанов”, как Metallica. А уж по сравнению с их прогрессивным техно-трэшем “творения” таких команд, как Bon Jovi, Cinderella или Def Leppard, кажутся просто жалким попсом. Канадцам удалось вознести хэви-метал на недосягаемую для многих групп высоту. Даже такие музыкальные газеты, как “Мелоди Мэйкер” и “Нью Мюзикал Экспресс”, до сих пор особо не жаловавшие представителей этого направления в роке, снизошли до хвалебных рецензий на их последний альбом и посулили Voivod большие свершения в будущем.
   Небольшая по продолжительности, но впечатляющая “Inner Combustions” заставляет нас задуматься об алхимии как о науке, которая, по глубокому убеждению Эвэя, в отличие от современных наук, состоящая наполовину из исследований и наполовину из мифологии, а не занимались выкачиванием денег из карманов налогоплательщиков, как это сейчас принято делать.
   В “Pre-Iquition” музыканты эксплуатируют уже пройденный сюжет об алюминиевых шахтах, также как и в “Into My Hyper Cube” (с вкрадчивым вступлением и вокалом Снэйка, напоминающим опусы Элиса Купера образца 1975г.), где герой путешествует в девятом измерении. Тематика песен создает непривычный контраст с музыкой, которая продолжает оставаться высоте. Свидетельствует ли это о том, что у Voivod исчерпалась фантазия, или они упорно ищут выход в совершенно новые области подсознания, как в заключительной вещи альбома – великолепной “Sub-Effect” с дробным ритмом (в которой душа героя в буквальном смысле слова отделяется от тела), но в целом не это существенно.
   Этот альбом группы, в котором мы имеем дело с внутренним разочарованием 21-го века, где механическое стало первостепеннее человеческого и все чувства отданы на заклание Его Величеству Прогрессу, - это вопль, который трудно заглушить, истощающий взрыв паранойи, превращающийся в универсальный террор над человеческой психикой, таинственная гримаса, улыбка и угроза одновременно, которая еще раз доказывает, что Voivod, по всей видимости, является единственной группой в хэви-метал, готовой встретить 90-е годы лицом к лицу. И мне хочется верить, что в своей последней трансформации Войвод, это вечно жаждущее приключений дитя природы, выпестованное на обломках цивилизации и культуры, обогащенный новым знанием и обремененный чувством справедливости, все же сумеет очистить зерно от плевел и превратится из разрушающей силы в созидательную.
   На этом статью
можно было бы завершить, поставив традиционное многоточие, но события стали стремительно развиваться, и вот уже металлическую прессу словно пронзили две новости: Voivod выпустили новый альбом и потеряли своего бас- гитариста Блэки, который, по слухам, собирает музыкантов для своей группы, чтобы записать танцевальную (!) музыку. Будут ли остальные коллеги искать нового басиста или останутся “силовым трио” вроде Rush или легендарных Cream (а что, это вполне им под силу) – по прежнему остается под вопросом. Неизвестно также, по какой причине Блэки решил оставить команду, которая если и не прошла свой пик, то уж, во всяком случае, приобрела заслуженную популярность у тех, кто “любит кое-что потяжелее”. Может быть, камнем преткновения явились различные точки зрения на музыкальный стиль Voivod?
   Именно эта мысль приходит первой в голову, если прослушать их новый альбом, выпущенный в сентябре 1991 года под названием “Angel Rat”. Старые поклонники группы вполне могут прийти от него в шоковое состояние. В старом стиле исполнена практически только одна первая вещь Panorama, все остальное звучит настолько разношерстно и в то же время необычно, что остается только пожимать недоуменно плечами. Да и сам Войвод попросту исчез как главное действующее лицо, хотя при желании его следы легко обнаружить. Можно сказать, что после всех своих превращений он теперь распылился на молекулы и работает где-то на подсознательном, ментальном уровне.
   “Это была последняя глава этого персонажа, - сказал Мишель Ланжевен об альбоме “Nothing Face”, - Мы вошли в новую эру. Просто надоело писать всякий раз об одном и том же. Всегда есть определенный предел, до которого можно развивать ту или иную концепцию, и с “Nothing Face” мы достигли своего предела с нашим Войводом. После этого мы просто не могли развивать эту концепцию дальше. Она больше нас не привлекала”.
   Несмотря на то, что в новом альбоме отсутствует четко выраженная концепция, научная, вернее, научно- фантастическая тематика продолжает занимать центральное место, хотя музыканты стали все больше и больше вводить в ткань повествования “фолковых историй”, основанных на фантастических сказаниях или, попросту говоря, сказках. Однако сказочки эти не просты, а закрученные в типично войводовском стиле. Одноименную композицию “Angel Rat” можно взять в качестве типичного примера.
   На первый взгляд, это обыкновенная история о ребенке, который заблудился в лесу и повстречал непонятное существо, то ли ангела, то ли крысу. Начинается сильный дождь, и это существо показывает ему дорогу к укрытию,
но ребенок не знает, что это – ангел и крыса, добрая колдунья или злая, и поэтому боится идти вслед. Но в конце концов он решается и подходит к глубокому обрыву. Далее неясно, то ли ребенок свалится в пропасть, то ли сам взлетел в небеса, но ангел-крыса возвращается в лес за следующей своей “жертвой”.
   В музыкальном плане главное изменение произошло в том, что ребята перестали стремиться играть все быстрее и все громче, а начали уделять внимание простоте, доступности своих песен, а также исподволь заниматься стебом, что в последнее время особенно практикует Metallica. Это все тем более поразительно, что новым продюсером Voivod стал Терри Браун, известный любитель всяческих технических нововведений и штучек, которые он использовал при своей работе с Rush.
   “В этот раз мы решили записать песни как можно проще, - сказал Денис Д`Амур (музыканты решили отбросить свои клички, так как из-за них некоторые люди не воспринимали их всерьез и сравнивали с персонажами развлекательных телешоу 60-х), - вместо того, чтобы состыковать многочисленные сложные куски, которые слушателю не всегда под силу осознать. Это также помогло нам достичь более широкой аудитории. Мы всегда хотели работать с Терри, потому что с детства обожали Rush. По-прежнему мы сами сочиняли весь материал, но Терри помог нам записать этот альбом должным образом”.
   И снова (в который раз!) Voivod бросили вызов своим фанам, которых буквально измучили своими постоянными вывертами в саунде, стиле, артистическом подходе к лирике. Хватит ли у вас мужества, чтобы лицом к лицу встретить их следующий проект, который, я уверен, будет не менее оригинальным и ошеломляющим, чем каждый их предыдущий альбом? Надеюсь, что у меня хватит.
   

    Александр Галин

Интернет магазин люков сантехнических крашенных в Москве недорого.


   

Вернуться в главное меню

Hosted by uCoz