Metal Lost (эту статью вы можете прочитать в "Музыкальной Газете" #13'2000)


Вокалист Ник Холмс в 2000 году

   Начиная рассказ о PARADISE LOST, неминуемо рискуешь оказаться в плену одной из крайностей: либо захлебнуться от восторга, повествуя о ранних релизах команды, либо пойти и тихо удавиться, столкнувшись с необходимостью еще раз прослушать то, чем они занимаются сейчас… В любом случае небезопасно для здоровья, короче говоря, но мы все же наберемся терпения, спокойствия и этой — как ее?.. — объективности и попытаемся пройти сей тернистый путь без существенных потерь. Ready? Ну, тогда дадим вступительное слово Грегору Макинтошу: “В рок-музыке мы всегда были аутсайдерами, стараясь делать нечто не похожее на медные стили и тренды… Например, начиная свой творческий путь вместе с hardcore- и punk-бандами типа EXTREME NOISE TERROR, которые старались играть как можно быстрее, мы делали музыку настолько медленную, насколько это только возможно”… Ник Холмс добавляет: “Она выходила тяжелой, и это было потрясающе! Но только до того момента, пока то же самое не начали вдруг делать все, кому не лень… Постоянно приходилось менять саунд — так и мечемся до сих пор”…
   Ну а ежели вдаваться в детали, то дело было так. Познакомившись на одном из местных метал-сейшнов в Хэлифаксе (Англия), вышеупомянутые Ник Холмс (вокал) и Грегор Макинтош (гитара) решили сколотить собственный коллектив, для укомплектации состава пригласив Аарона Аэди (ритм-гитара), Стива Эдмондсона (бас) и Мэтью Арчера (барабаны). Случилось сие в 1988 году, а так как всяческих музыкальных идей было немало, вскоре на свет появились сразу две демо-ленты, “Drown In Darkness” и “Frozen Illusion”, отправить которые решено было в сторону Peaceville Records. Мрачный, тягучий и медленный death-metal пришелся по душе лейблу, и уже в начале 1990 года под их “мирной” крышей родился первый полноформатник “парадайзов” под названием “Lost Paradise”. Достаточно малоудобоваримое это, признаться, было детище, хотя и не лишенное определенной оригинальности: “замороженный” death с сонными гитарами и ленивым, но устрашающим холмсовским ревом — вот такое вам, товарищи, путешествие в Потерянный Рай! Билеты на него (то бишь, компакты) продавались на удивление успешно, команда заимела некоторую популярность и решила, что пришла пора сразить всех наповал чем-то таким… эдаким… И вот — 1991 год, “Gothic”! “Слушать этот альбом — все равно что сидеть со своим старым занудным дядюшкой, читающим мораль: скучно!” — примерно таким образом отрывалась пресса в первых рецензиях на эту работу, однако, вслушавшись как следует, прикусила свой язвительный язычок… “Мы благодарны PARADISE LOST за “Gothic”, который не только во многом определил наш будущий стиль, но и создал, в общем-то, целое музыкальное направление”, — скажут чуть позже AMORPHIS. И действительно, альбом этот сродни неограненному алмазу: то, что поначалу грузит, заставляет тяжело вздыхать и зевать, оказывается на поверку бесконечной ценностью, пускай и не доведенной до внешнего блеска и лоска. Монументальные оркестровые пассажи, великолепное хитросплетение гитар, нежный голос Сары Мэррион в сочетании с гроулингом Ника, неизмеримо мрачная и давящая атмосфера — все это вдохновило впоследствии не один десяток gothic и doom-банд, а самим “парадайзам” принесло заслуженное признание и любовь фэнов. Команда отправляется в европейское турне, а вернувшись, подписывает контракт с большой и знаменитой конторой Music For Nations. Именно под этой вывеской и стартует в 1992 году очередной альбом группы, “Shades Of God”.
   В одном из интервью Грегор говорит:
“На мой взгляд, каждый из наших дисков — это определенный момент времени, не похожий на все остальные, и мы гордимся тем, что можем передать в музыке всю его оригинальность”. “Shades Of God”, исходя их этой терминологии, стал тем моментом, когда группа сделала ставку на мелодичный гитарный саунд, демонстрируя шикарные риффы, порой акустические кусочки, необычные ритмические ходы и бесконечный океан отчаяния, боли и страдания… “Pity The Sadness”, “No Forgiveness”, “Mortals Watch The Day”, “As I Die”… Ага, узнали! Наверняка быть бы альбому забытым и заброшенным в пыльный подвал, если б не этот doom-хит всех времен, размышление на тему “Когда я помру”. Гениальнейшая и вкуснейшая штука, описывать которую, в общем- то, нет никакого смысла — ну не верю я, что вы ее не слышали! Выходил отдельный сингл, Дэйв МакКин соорудил весьма загадочный клип, выгнавший в свой время из MTV-чартов самих METALLICA и ставший песней недели.
   Отгромыхав мировое турне, неутомимые PARADISE LOST снова спешат в студию — зачем, как вы думаете? Правильно, чтобы в 1993 году выдать на-гора очередной шедевр… (Тут, боюсь, просто не хватит эпитетов, зато будет много красноречивых многоточий…) В общем, это был “Icon” — не только лучшее произведение отдельно взятой команды, но и вершина, доселе ни одной думовой бандой не переплюнутая… Аарон просто скромничает, говоря:
“На этом альбоме наш продюсер Саймон Эфели наконец-то добился того звука, который был нужен, — и “Icon” попал в самую точку. Это действительно хорошая работа”. Действительно… Каждую песню можно расписывать до потери пульса, но поскольку мы с самого начала договорились жизнью не рисковать, ограничимся лишь некоторыми названиями: “Embers Fire”, “Dying Freedom”, “Remembrance”, “Window”, “True Belief”… Классика, что тут еще скажешь! Музыкальная пресса пестрит восторженными рецензиями, команда неминуемо обретает культовый статус… И едет в турне с SEPULTURA…
   Не сходят с концертных площадок “парадайзы” и после выпуска ЕР’шки “Seals The Sense” в 1994 году: один за другим гремят престижные фестивали, тысячи фэнов бьются в истерике (на концерте команды в Нюрнберге, для примера, присутствовало более 70 000 человек!), и, как результат, появляется live-видео-релиз с концерта в Германии в упаковке с парочкой промо-клипов… опять MTV… награждения… вы еще не устали от этой “звездной” сказочки? Один из ее героев, кстати, уже уходит из кадра: в конце 1994 года Мэтью Арчер заявляет о своем желании покинуть PARADISE LOST — ну надоело ему, надоело… Заменой “блудного драммера” становится Ли Моррис, чуть-чуть, правда, опоздав к записи очередного альбома, названного “Draconian Times” (так что, ежели вам чего-то не нравится, он не виноват…).
   Данное творение, выпущенное в 1995 году, и впрямь вызвало некоторый переполох в стане “парадайзовских” поклонников, прежде всего разочаровав тех, кто жаждал продолжения бесподобного “Icon”… Группа приобрела рафинированное мейнстримно- роковое звучание, Холмс стал больше петь, чем кричать, а характерный для предыдущего полноформатника трагический надрыв сменился кристально- холодной мрачностью и спокойствием самоубийцы. Будучи великолепно реализованным, альбом звучит на редкость целостно, это монолит, глыба… вам на шею, если вы впечатлительны, обладаете хорошим воображением и — желательно — понимаете, о чем там поется… Так или иначе (депрессия, видимо, была в моде), “Draconian Times” разошелся более чем миллионным тиражом, а очередное турне команды снова захлестнуло всю Европу, Южную Америку, Японию
и Австралию. Засим славная боевая история PARADISE LOST заканчивается, и с 1997 года начинается история попсовая…
   “В нашей музыке отражаются разнообразные влияния и веяния. Мы любим все и не вешаем ярлыков. Если вас что-то цепляет — хорошо, не цепляет — тоже хорошо… Какая разница, рок это, поп или метал?” — оправдывался свежепостриженный Холмс после появления “One Second”. Ну, ему-то, может, и без разницы, а большинство фанатов в шоке, приобретя под видом нового и долгожданного “парадайзовского” альбома нечто, больше смахивающее на результат порочной связи DEPECHE MODE с SISTERS OF MERCY (причем явно не дотягивающий до уровня своих гениальный “родителей”): максимум синтезаторов, минимум гитар (дожились!), сладкие мелодии с претензией на хитовость — в общем, какой-то бред! “Мы делали то, что хотели, — говорит Грегор, — хотя, конечно, в этом был определенный риск… “One Second” — это дань великой музыкальной эпохе 80-х, от DURAN DURAN до NEW ORDER, однако с поправкой на современный лад, — комментирует это дело Ник. — Многие приняли этот альбом в штыки, но еще больше людей полюбило его! Нас принимали просто замечательно — продолжать было очень легко”…
   А продолжали они, между прочим, контрактом с EMI, завершив свое сотрудничество с Music For Nations компиляцией “Reflection” (1998). “Мы не хотели, чтобы этот диск увидел свет, однако это мало кого волновало, — вспоминает Грегор, — нас просто поставили перед фактом, разрешив разве что самостоятельно выбрать песни.”
   Своеобразный “best”, “Reflection”, может, и в самом деле явился неким отражением творческого пути команды, однако в зеркале явно кривоватом (ну просто невозможно было впихнуть в его рамки столь сложное и многостороннее явление), и если вы исправно слушали все предыдущие PARADISE LOST’овские альбомы, то, купив этот диск, ничего нового для себя не откроете, разве что, может, еще раз горько вздохнете… “Терпеть не могу, когда меня спрашивают, какой из наших альбомов я люблю больше всего, — загадочно улыбается Грегор, — это совершенно дурацкий вопрос. Ну скажите, какой музыкант станет продолжать, будучи уверенным, что его лучшая работа позади? Всегда хочется верить, что ты прогрессируешь и лучшее происходит сейчас”… Что ж, если говорить о переходе на EMI, то это, безусловно, неплохо…
   “Когда закончился наш контракт с Music For Nations, — продолжает тот же Грегор, — нужно было искать кого- то другого, и EMI оказался не самым худшим вариантом… Они на нас никак не давят — мы по-прежнему совершенно свободны в своем творчестве”… Результат этой свободы вы наверняка уже слышали (если, конечно, не потеряли всякое уважение к группе еще на этапе “One Second”) — альбом “Host” (1999). “Мы его обожаем! — оценивает данную работу Ник Холмс. — Мы бы сами с удовольствием купили компактик! Когда меня спрашивают, что это за стиль, я отвечаю: dark rock.” Меланхоличный электронный саунд, хороший вокал, безупречная реализация, наличие нескольких хитов (“So Much Is Lost”, “Behind The Grey”, “Made The Same”, “Nothing Sacred”) — это то, чем PARADISE LOST могут похвастаться сегодня… (плюс, конечно, высокие места в хит-парадах, солидные цифры продаж, MTV и все дела…). И, положа руку на сердце, признаешь, что “Host” и в самом деле неплох и интересен, вот только прежде, чем его покупать, выкиньте на фиг эту статью и не слушайте больше старых альбомов…
   P.S. По слухам, группа уже вовсю трудится над новым полноформатником, рабочее название которого “Believe In Nothing”. Ли Моррис обещал, что это будет нечто удивительное и ни на что не похожее… Знаете, о чем я подумала? Много-много лет тому назад Джон Мильтон после “Paradise Lost” написал “Paradise Regained” (“Вновь обретенный рай”). Так что, может, и в нашем случае не все еще потеряно?
  

 Анастасия САМОТЫЯ
отдых    

Вернуться к оглавлению Энциклопедии